Эскалация ненависти. Москва может стать сплошным ОМОНом
Я оказался случайным свидетелем событий на площади Киевского вокзала вечером 15 декабря. У меня была там встреча по личному делу. В этот вечер Москва еще более обычного стояла в пробках, и я, понятно, поехал на метро. Уже перед выходом на эскалатор станции “Киевская-Кольцевая» я увидел картину, которую москвичи успели забыть с 1993 года: ряды бойцов ОМОН в “скафандрах”, милиционеры, обыскивающие всех подозрительных.
Только в этот раз речь шла не о “мини-гражданской” войне, а о “мини-межнациональной”. По эскалатору вниз мимо меня ехала группа русских молодых людей, около 50 человек, некоторые из них в масках, которые скандировали: “Русские, вперед!” Когда я вышел на площадь, то увидел и группы молодежи кавказской внешности, довольно мрачного вида, которые явно чего-то ожидали или к чему-то готовились.
С площади куда-то исчезли традиционные для этого места торговки цветами и цыганки, предлагающие погадать. Ни купить цветы, ни узнать свою судьбу мне не удалось. Рядами стояли бронированные грузовики ОМОНа, в какой-то момент мимо меня пробежали солдаты Внутренних войск, по рации их командира слышалась ругань и крики: «Вторая рота, где подкрепление?»
Я не считаю, что эти события были кем-то сознательно спровоцированы. Ни в Риме, ни в Афинах, ни в Москве. Спецслужбы не всесильны. Как и в отношении событий на Манежной площади 11 декабря.
Безусловно, в случае с Манежной площадью люди имели право выразить возмущение – пусть и не санкционированное – по поводу убийства 6 декабря кавказскими уличными грабителями молодого русского парня Егора Свиридова. (Кстати, среди пострадавших в ходе нападения на него был и его товарищ-армянин Сергей Гаспарян). Другое дело, что среди участников этого митинга появились и отмороженные нацисты, которые начали избивать первых попавшихся им под руку людей кавказской внешности.
Вот тут уже ОМОН явно вмешался с опозданием. Но, судя по всему, с ними провели “политбеседы”, и у Киевского вокзала 15 декабря ОМОНовцы вели себя вполне профессионально – изымали оружие, задерживали агрессивно настроенных людей с обеих сторон. Причем без избиений.
Межнациональные столкновения в Москве, к сожалению, продолжаются. 18 декабря состоялась акция у телецентра “Останкино» (действительно, будто фарс на тему 1993 года). В Москве и Московской области задержаны, по официальным данным на 20 декабря, уже 2 тысячи человек с обеих сторон.
Обе стороны, на мой взгляд, должны учитывать качества друг друга. (Отмороженных наци с обеих сторон не берем в расчет).
1. Русские, занимающие государственные должности или серьезные позиции в бизнесе, соприкасаются с совершенно другими кавказцами – образованными и порядочными. (Пусть и несколько жесткими). Однако на уличном уровне простой нормальный русский парень в Москве действительно может соприкоснуться с кавказцами “рыночного типа”, которые могут оскорбить его самого, его мать или его девушку. Или выстрелить в него из ставшей популярной “травматики”. Зачастую – даже если они формально мусульмане – в пьяном виде.
2. Кавказцы, занимающие государственные должности или серьезные позиции в бизнесе, соприкасаются с совершенно другими русскими – образованными и порядочными. (Пусть и несколько меркантильными). Однако на уличном уровне простой нормальный кавказский парень в Москве действительно может соприкоснуться с типажами “скинхедов” или радикальных футбольных болельщиков, которые могут его оскорбить просто из-за его внешности, или наброситься на него с ножами и арматурой. Зачастую – даже если они формально православные – в пьяном виде.
К характеристике обеих сторон: кавказцы готовы быстрее применять оружие. Зачастую, – и это тоже нужно признать, – из-за возможности “отмазки” влиятельными представителями диаспор путем заноса определенной суммы денег в местное ОВД. Среди русских на немедленный вооруженный отпор готовы лишь сотрудники силовых структур и “ братва”. Кстати, у последних, – насколько мне известно, – с кавказскими коллегами установился вполне стабильный “вооруженный нейтралитет”.
Конечно, даже в состоянии вооруженного нейтралитета видеть Россию мне не хотелось бы. Как человек немного более старшего поколения, чем участники событий на Манежной и у Киевского вокзала, я думаю о других способах взаимопонимания. Здесь уж я процитирую Вадима Речкалова: «Вместо сериалов бандитских да сентиментальных, показать что-нибудь актуальное. Например, фильм Руслана Гусарова, снятый для НТВ, и показанный каналом пару лет назад так, что никто и не увидел. Называется «Кавказцы в войнах России». Тут тебе и про конвойцев русского императора, и про Дикую дивизию, и про Брестскую крепость, и про то, как дагестанцы в 99-м охотничьими ружьями Россию от Басаева и Хаттаба спасали».
А еще – я бы добавил – и великая балерина Майя Плисецкая, которая на праздновании нового 2010 года станцевала в гостях у великого дирижера Валерия Гергиева осетинский танец. И прекрасный тенор Тенгиз Заалишвили, который в Большом театре под овации публики пел арию из французской оперы “Les pecheurs des perles” на русском языке.