Фидар ФИДАРОВ: «Вот до сих пор и ищу свой путь…»
Ольга РЕЗНИК
Рачительный хозяин мельник Бибо и крестьянин, отправляющийся торговать на базар, лаокоонская богиня-прорицательница Пасифая и таинственная Леда, продавец птиц и двое путников, завязавших на горной тропинке тяжелый разговор, святые в белых одеждах (они словно хрупкий мостик между прошлым и настоящим) и хранящая свои вековые тайны скала… Мир на полотнах заслуженного художника Республики Северная Осетия-Алания Фидара Фидарова непрост и разнообразен. Живописец то пытается приподнять завесу прошлого, дабы отыскать там ответы на вечные вопросы, то рисует полные бытовой детализации жанровые картины. И все это, похоже, для него одинаково интересно.
Что там недосказано, что еще предстоит разглядеть – додумывайте сами. Художник – на то он и художник, чтобы не говорить в лоб и в то же время суметь донести свое сокровенное. В этом смысле яркий и разноплановый живописец Фидар Фидаров – для вдумчивого зрителя находка. Есть, над чем поразмыслить, что переосмыслить и даже чему улыбнуться.
С Фидаром Александровичем, который в этом году переступил свой сорокалетний рубеж, мы встретились во Владикавказском художественном училище, где он вот уже второй год директорствует. На стенах в коридорах вверенного ему учебного заведения развешаны живописные работы студентов. Даже окно-витраж – это тоже чья-то дипломная работа. Атмосфера, прямо скажем, более чем творческая.
Сам Фидар ФИДАРОВ тоже когда-то учился здесь.
– Каково быть директором в училище, которое сам когда-то оканчивал?
– Без кокетства – нелегко, потому что знаешь все болячки изнутри, знаешь все плюсы и минусы. Нелегко еще и потому, что выросло новое поколение, с другой, отличной от нашей системой ценностей.
Кроме того, существуют финансовые трудности. Хочется многое сделать, но, увы…Министерство культуры – тоже не самая богатая организация в Северной Осетии. Но оно помогает нам, чем может. Сейчас вот котел свой починили, который шесть лет назад вышел из строя…
– Вы ведь преподаете в училище давно?
– С 1996 года. А еще раньше поработал в Лицее искусств, преподавал в суворовском училище, музпедучилище.
– Рисунок и живопись?
– Рисунок, живопись и композицию. Сейчас, правда, преподаю только рисунок и живопись на дизайнерском отделении.
– Понятно, что это непросто – руководить и преподавать одновременно. А что для вас училище?
– Пока не дом родной. Это моя работа – сейчас. А в прошлом… Знаете, я в общеобразовательную школу ходил с неохотой. Когда болел, естественно, не посещал занятия. Но это правило не распространялось на художественную школу. Туда я ходил, даже будучи нездоровым. А когда поступил в художественное училище, так и вовсе болеть престал. В училище была очень хорошая атмосфера. Хотелось бы ее и сейчас воспроизвести. Понимаю: время было другое. Но и сегодня нам, я считаю, повезло. В училище обучаются очень хорошие ребята.
– Вы с детства мечтали стать художником?
– Не помню, какие желания были в детстве. Когда-то хотел стать дальнобойщиком. Многие мои родственники работали водителями автотранспорта. Запах бензина мне очень нравился. А вот машину водить так до сих пор и не умею. И в двигателях внутреннего сгорания не разбираюсь.
А живопись… Дед мой рисовал. До войны работал художником-оформителем. Прекрасно знал таких художников, как Зарон, Кочетов. В шестнадцать лет дед захотел поступить в Академию художеств. Поехал в Ленинград. А это был ноябрь месяц. Прием, естественно, давно закончился. Деду сказали: «Приезжайте на следующий год». А он не растерялся и пошел на прием к Кирову. Тогда простой человек легко мог попасть к сильным мира сего. Зашел и сказал: «Здравствуйте, Сергей Миронович! Вы помните: я вам коня дважды подводил?» В 1917 году, когда дед был еще ребенком, его родители поселились во Владикавказе на Ардонской, как раз напротив Тенгинского полка. Дед рассказывал, что действительно дважды подводил Кирову коня. Тот, скорее всего, вряд ли его вспомнил. Но вида не подал. Ответил: «Конечно, помню». Киров позвонил ректору. Ему ответили: «Пусть на следующий год приезжает, без экзаменов возьмем». Чтобы не ездить туда-сюда (а на дорогу уходило в ту пору много времени) дед решил остаться в Ленинграде. Работал грузчиком. Жил на Лиговке. А потом поплавал в Неве и серьезно заболел. Пришлось вернуться домой. Так в Академии ему и не довелось поучиться.
После войны в сорокалетнем возрасте дед перешел на хозяйственную работу. Он и меня, помню, напутствовал: «Рисуешь – это хорошо. Но пора тебе на хозяйственную работу переходить». Вот и я в 40 лет, получается, перешел на хозяйственную работу.
– Может, дед вас запрограммировал? А родители ваши тоже имеют какое-то отношение к изобразительному искусству?
– Отец окончил художественно-графическое отделение педучилища, работал художником-оформителем. Мама училась там же и тоже работала художником-оформителем. На съемках наших художественных фильмов она поработала художником-гримером.
– Так что вполне закономерно, что еще в детстве вы пошли учиться в художественную школу?
– В «художку» я пошел в 10 лет. Валентина Ивановна Зима, которая преподает сейчас у нас в училище, помню, принимала у меня экзамены. Директором школы был тогда Николай Жуков. Его супруга еще у мамы с папой историю искусств читала. Любовь к этому предмету она привила и мне…
– Кого считаете своими учителями?
– В первую очередь, папу. Он мне давал множество советов. Но за меня никогда не рисовал. В училище, где я обучался на оформительском отделении, было много хороших учителей. Директором был Таймураз Сергеевич Гагоев – прекрасный педагог по композиции.
Потом был университет, факультет искусств. Замечательно, что стараниями Шалвы Бедоева на факультете было открыто отделение изобразительного искусства. Ведь время было страшное – 1989 год. Ехать куда-то поступать не хватало средств. Вот я и стал студентом первого набора отделения ИЗО факультета искусств. У нас был творческий, симпатичный курс. Многие из моих однокурсников в дальнейшем состоялись как художники. Это Залина Хадарцева, Ахсар Есенов, Вадим Пухаев, Сергей Савлаев, Виктор Цаллагов, Зарина Биганова, Наталья Нуждина, Агунда Тандуева, Азамат Кцоев, дагестанский художник Зайнутдин Исаев.
Мне очень повезло, что я учился у молодого в ту пору художника Юрия Абисалова. С Абисаловым у нас мышление шло параллельно. Мне, как и ему, нравилось все национальное, юмор, гротеск. Уже тогда я почувствовал, что создается какая-то школа.
Помню, Юрий выдвинул меня и Ахсара Есенова на молодежную выставку. Нас величали там абисальчиками, абисалятами. Юрий, наверное, думал, что нас это обижает. А нам, напротив, это льстило.
Помню, подошел ко мне на выставке Эльбрус Саккаев. Деликатный был человек. Он был таким, каким и должен быть настоящий художник – прекрасно разбирался в музыке, литературе. Так вот, он подошел и сказал: «То, что ты сейчас делаешь – это хорошо. Я думаю, что когда-нибудь ты найдешь свой путь». О подражательстве не было сказано ни слова, но он мне деликатно дал понять, что вторым Абисаловым я не стану… Вот до сих пор и ищу свой путь…
– О чем художник Фидар Фидаров хотел бы поведать миру?
– Каждая работа – это маленькая попытка поделиться своими чувствами, мироощущением со зрителями. Речь, конечно, идет не о пейзаже или портрете на заказ. Чем не хочется делиться, так это негативом. Его в нашей жизни и без того много.
– Да, мы живем в очень непростое время.
– Мне лично было бы комфортнее жить в году так, скажем, 1947-м, восстанавливать разрушенную войной страну. Я застал СССР. И честно признаюсь: у меня ностальгия по тому времени. Я по натуре не коммерсант. Ни в коей мере не хочу умалять присущие кому-то коммерческие способности. Но это не мое. Для меня это сложновато. Мне было бы проще жить в то время, когда руководителям в конце года выносили выговоры за неосвоенные средства.
– Да, это было, было… А присущее вам чувство юмора, оно-то, как сами считаете, прорывается в ваших работах?
– Я люблю пошутить. Приятно наблюдать, когда люди, глядя на твою работу, начинают по-доброму улыбаться. Почему бы, скажем, не пошутить на тему любви?
Есть у меня, конечно, вещи более романтичные. В юности хотелось быть загадочным, интересовали потусторонние темы. А сейчас я понял, что людям не хватает юмора, смеха. Горя вокруг предостаточно. А так хочется, чтобы было, как можно больше, положительных эмоций.
– Вы являетесь одним из авторов мозаичного панно Мемориала славы во Владикавказе. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
– Я один из соавторов. Но больше исполнитель. Это наша совместная работа с Виктором Цаллаговым, Асланом Хетагуровым, Сергеем Савлаевым. Настроились мы очень серьезно, никаких шуток-прибауток. Великая Отечественная война – для нас тема святая. У Виктора отец воевал. У Аслана оба деда погибли. Мой дед воевал в Керчи – освобождал Севастополь. Там шли кровопролитные бои… Для нашего поколения это свято.
– У директора художественного училища много забот. А на творчество-то время остается?
– Хочется, конечно, заниматься творчеством, участвовать в выставках. В августе я принял участие в одной из них – она была организована нашим Союзом художников и проходила в Ставрополе… Холсты у меня в мастерской натянуты, краски приготовлены. Но после работы и времени, и сил порой не остается. Просто валюсь с ног. Но потихоньку, конечно, работаю.
Прошлый учебный год был тяжелый. Закончились лицензия, аккредитация. С санэпидстанцией были проблемы. В общем, все эти вопросы мы решили, туалеты свои привели в порядок. В училище появились хороший плотник – двадцатирукий, хороший сантехник, котельщик. Это немаловажно. Министерство культуры сильно нам помогало. Словом, тот год я бы назвал хозяйственным.
Кроме того, в училище пришло много молодых педагогов. А это, как приток свежей крови. Люди приезжают из Питера, из Москвы, привносят в работу какие-то новшества.
У нас очень хорошее училище, со старыми, добрыми традициями. Хотелось бы пооткрывать в нем еще новые отделения. Театральное, например, где бы готовили художников-декораторов.
– Прошлый учебный год вы назвали хозяйственным. А нынешний какой?
– В этом году мы взяли курс на участие в фестивалях, конкурсах, выставках. Есть задумка выставить работы наших студентов в Ставрополе, а ставропольчан – у нас. Хочется о себе напомнить. Ведь раньше училище было хорошо известно на Северном Кавказе. Сюда приезжали учиться из Кабардино-Балкарии, со Ставрополья…
– Говоря об Эльбрусе Саккаеве, вы заметили, что он был таким, каким и должен быть настоящий художник: прекрасно разбирался в музыке, литературе. Но ведь и вы сами пишите не только картины, но и рассказы, которые, кстати, были опубликованы в № 4 журнала «Дарьял» за 2007 год. С удовольствием, к слову, их прочла. Скажите, а продолжение будет?
– Был момент, когда мне очень хотелось что-то нацарапать. И я нацарапал. Первым моим слушателем стал мой коллега и однокурсник Сергей Савлаев, потом – искусствовед Таймураз Газданов. Он-то меня и надоумил серьезно этим заниматься. Периодически внушал мне, что я умею писать. Длинные вещи у меня не получались. А вот серия рассказов вышла.
– Так продолжение все-таки будет?
– Наверное. Что-то накапливается. Когда я еще не был директором, то хотел написать рассказ о педсовете, он должен был быть сродни рязановскому «Гаражу». А вот теперь, даже не знаю… Когда сам проводишь педсовет, это, оказывается, не смешно…
Может, встречу вновь Таймураза Газданова и тогда засяду за рассказы.
– В этом году вы разменяли пятый десяток. Если верить персонажу Басова из кинофильма «Москва слезам не верит», то в 40 лет жизнь только начинается. Какие у вас планы на будущее?
– Есть и другое высказывание киногероев по поводу сорокалетия. Помните, в фильме «Джентльмены удачи»: «Одумайтесь, вам по 40 лет. Что впереди? Что позади?» А если говорить серьезно, то есть, конечно, к чему стремиться. Но, как говорится, своими планами можно насмешить Бога. Не знаю, как и что будет. Детей выучить хотелось бы.
– Какого они у вас возраста?
– 13 и 9 лет. Оба учатся в Лицее искусств, рисуют. Хотелось бы что-то полезное сделать в училище. Ведь на сегодняшний день мое творчество – это моя работа, творчество моих учеников.
Никаких мыслей о карьерном росте у меня никогда не было. Для художника это неприемлемо. Мне даже присниться не могло, что сяду когда-нибудь в директорское кресло. Моей заслуги в этом нет. Так решили коллектив и Министерство культуры. Когда мне скажут: «Ты свое дело сделал, освободи кресло», я полечу в заоблачные творческие дали. За кресло держаться не стану. Контракт у меня подписан до 2013 года.
Если говорить о планах, то творческие люди, конечно, не лишены амбиций, но для их удовлетворения надо много работать. А на это нужно много времени. Поэтому пока амбиции отложим на полку.
Другие работы Фидара ФИДАРОВА смотрите в разделе «Фотогалерея».