Осетия Квайса



От Заманкула дошагал до Праги

К--22Залина ПЛИЕВА

Разведка всегда считалась элитным фронтовым формированием. Ее лозунг «Умирай, но товарища выручай» был непререкаемым законом. И лишь тот, кто отвечал этим нравственным требованиям, ставил взаимовыручку превыше всего, становился в разведке «своим».

В ряду прославленных советских разведчиков имя одного из самых уважаемых во Владикавказе и в Осетии ветеранов Виктора Михайловича Коняева, который отмечает сегодня свой 85-летний юбилей, стоит особняком. Не только потому, что он является полным кавалером ордена Славы – такого признания и самые отважные воины удостаивались нечасто. А и из-за того, что он умудрился попасть на фронт, когда ему не было еще и семнадцати лет.

Коняев – коренной владикавказец. Он родился 10 декабря 1925 года на Курской слободке. Вырос в простой рабочей семье: отец был сапожником, а  мать – домохозяйкой.  Рос Виктор отчаянным парнем, а в действующую армию попал благодаря своей настырности.

В 1942 году, когда фронт приближался к Кавказу, он вместе со своими друзьями, а все они были старше его, пришел на призывной пункт, который располагался в клубе декабристов (ныне республиканский кукольный театр). Когда дошла очередь до Коняева, то члены призывной комиссии никакими силами не смогли его выпроводить. Он твердил, что еще в 1939-м за отличную стрельбу был удостоен звания «Ворошиловский стрелок» (а так и было), и заставил-таки записать, что ему исполнилось 17 лет, после чего отправился с товарищами проходить  медицинскую комиссию. Вскоре юный доброволец оказался в формировавшейся 312-й стрелковой дивизии, вместе с которой 3 октября 1942 года попал на фронт.

Первый орден Славы.

Первый орден Славы.

А бои шли уже недалеко от осетинского селения Заманкул. Владикавказский паренек и не предполагал, что прошагает из Осетии через всю Европу до самой Праги. Он думал только об одном: воевать на совесть, высоко держать честь своих близких и родного города.

Смелого и азартного юношу с самого начала определили в разведку. В ней он и прослужил всю войну. У людей, знающих толк в военных делах, не может не вызвать восхищения послужной список Коняева: его группа взяла на передовой 36 «языков» – так называли плененных разведчиками вынужденных становиться болтливыми гитлеровцев. Сколько бесценной информации получило в результате этого командование!

Разведчики – особенные люди, даже в мелочах. «У нас была примета, нами же созданная: мы всегда работали нечетным числом, но не менее 7 человек, – рассказывает В.Коняев. – А количество уходивших в разведку людей зависело от сложности задания и местоположения».

Были у разведчиков и другие негласные правила. Однажды в Тернопольской области разведгруппа Коняева вернулась со сложного задания с потерями. Причем, это выяснилось уже по прибытии к своим. Закон разведки гласил: «Своих – живых или мертвых – не бросаем».

Дважды орденоносец.

Дважды орденоносец.

Коняев обратился к товарищам: «Кто со мной?». В итоге в тыл к немцам отправились трое, в том числе закадычный друг Виктора, которому он, как некурящий, всегда отдавал свой табак. Стояло лето. В вечернем закате догорало небо. Разведчиков охватило нетерпение, но надо было дождаться темноты. Когда тройка дошла до речки, которая разделяла войска, то обнаружила там убитых товарищей. Но и противник обнаружил наших, открыв лихорадочный огонь. Тем не менее, разведчики вытащили своих товарищей и дотащили до передней траншеи. Коняев и его друг в этот раз уцелели, а вот третьего фашисты все же ранили.

К этому времени в войне уже произошел коренной перелом. Советская Армия перешла в решительное наступление и гнала врага, который отчаянно сопротивлялся. На Украине шли ожесточенные бои. В ходе одного из боев, завязавшихся за освобождение небольшого украинского городка, армейский командир, оставшийся практически без подразделения, обратился за помощью к разведчикам, чтобы те «выкурили» из трех ключевых домов засевших там гитлеровцев.

Прага. Май 45-го года.

Прага. Май 45-го года. Это - Победа!

И Виктор Коняев со своим взводом в 17 человек взялся за несвойственное разведчикам дело. Штурмовать в лоб главный 4-х этажный дом означало положить ребят. Но ведь разведка берет не бессмысленной лихостью, а хитростью и отточенными навыками «невидимок». Бойцы Коняева сумели незамеченными подкрасться к дому. Фашисты обнаружили неладное только тогда, когда разведчики уже открыли шквальный огонь внутри дома. После этого остальные вражеские укрепления прекратили сопротивление. Задание было выполнено, а благодарность командира дивизии, которому доложили о смельчаках, безмерной. За этот бой Виктор Коняев был удостоен ордена «Красной звезды».

Фронтовые подвиги Коняева обрастали легендами, а к концу войны его грудь была сплошь в боевых наградах. Интересна судьба третьего ордена Славы, который нашел разведчика уже после Победы. А узнал о нем Виктор в Праге, где лежал с ранением в медсанбате: радостные однополчане принесли ему «Красную звезду», где было написано о его награждении.

Многочисленные награды Коняева соседствуют с многочисленными ранениями. Так и должно было быть, потому что Виктор никогда не прятался за спины товарищей, показал себя храбрым воином, который умел отводить чувство страха. Но, как говорят на Кавказе, смелым покоряются вершины. И в огне самой страшной в истории человечества войны судьба сберегла Коняева.

Более полувека вместе.

Виктор Михайлович и Валентина Ивановна более полувека вместе.

Сегодня, несмотря на свой почтенный возраст, Виктор Михайлович полон сил и жизненного оптимизма. Они с супругой Валентиной Ивановной Титовой идут рука об руку уже много лет, вырастили  двоих детей, а теперь воспитывают внуков. А познакомились они во Владикавказе после войны совершенно случайно.

«Шел дождь, – вспоминает  Виктор Михайлович. – Я стоял на трамвайной остановке. А рядом от дождя пряталась Валя, которая тоже ждала трамвай. Мы разговорились. И поняли, что нашли друг друга».

После войны Коняев трудился на заводе «Электроцинк», был капитаном заводской футбольной команды. Но когда получил травму, с футболом пришлось закончить, а сосредоточиться на поддержке главной команды Осетии.  За местный «Спартак», а потом и за «Аланию» Коняев болел так же неистово, каким сам был на футбольном поле.

Виктор Михайлович – один из самых активных ветеранов республики, частый и желанный гость учебных заведений Осетии. Он любит общаться с молодым поколением, и неизменно дает единственный совет: «Надо стать таким человеком, чтобы с тобой любой товарищ готов был пойти в разведку». Ну, что тут скажешь, разведка, она и есть разведка!