Юбилей, подтвердивший народное признание
По хорошему поводу написать никогда не поздно. Тем более, если речь идет о юбилее человека, с чьим именем накрепко связано обретение независимости Южной Осетией, героические страницы ее драматичной современной истории. Генерал-лейтенант Анатолий Баранкевич свое 50-летие вообще не хотел широко афишировать. «Честно говоря, думал отметить попроще, – признался в знаменательный для себя день он. – Уехать в Волгоград, там, где моя семья. Но мои товарищи сказали: «Ты не имеешь права, мы хотим тебя поздравить». И он прислушался к мнению общественности, как всегда это делал в ставшем для него родным Цхинвале, да и во всех уголках Южной Осетии.
В офицерской жизни Баранкевича не было легких путей. Его не вели от звания к званию влиятельные знакомства, всего он добивался, рискуя жизнью, сам. Не отсиживался в штабах, неизменно был в гуще событий, на передовой, вместе со своими солдатами и офицерами-сослуживцами. Афганистан, Чечня – одни эти названия говорят любому о многом. А еще и о том, что в пламени сражений Баранкевич был настоящим товарищем, на которого всегда можно было положиться. Не случайно в день юбилея ему раздалось много телефонных звонков именно от тех, с кем он был в афганском и чеченском пекле.
И все же Южная Осетия стала отдельной страницей военной и человеческой биографии Баранкевича. «8 августа, – вспоминает он, – жена Ольга побежала в церковь вместе с дочерью и внуком помолиться за всех, кто оставался в Цхинвале, чтобы они были живы и здоровы. К сожалению, одна церковь оказалась закрытой, вторая тоже. Тогда она пришла на могилу нашего сына и просидела там весь день, моля о благополучии. И вот ее молитвы дошли до Господа, и очень многие из тех, кого мы в Цхинвале знали, остались живы».
Сейчас Баранкевич занимается сельским хозяйством в Тульской области, откуда на его юбилей тоже приехала представительная делегация. «Хотя я всю жизнь и был военным, но мне, честное слово, гораздо приятнее видеть, как всходит хлеб, чем смотреть на горящие танки», – признается генерал. И все же, несмотря на несомненные успехи на новом, уже гражданском поприще (по словам директора департамента сельского хозяйства Тульской области С.Китаева хозяйство Баранкевича в числе лучших), мыслями и душой Анатолий Константинович остается в Южной Осетии. И не скрывает это: «Мое сердце осталось в Цхинвале. И если родина позовет, то я приду».
«В 50 лет у меня много за плечами – много хорошего, много плохого», – откровенно говорит он. И годы, проведенные в Южной Осетии, – не исключение. Как и всегда в минуты испытания на прочность, всплывают самые разные человеческие качества. Героизм и трусость, самопожертвование и предательство соседствуют рядом. Через все это прошел и А.Баранкевич: «Я видел героизм осетинского народа. Я видел людей, которым можно ставить памятники за то, как они защищали свою родину. И в то же время были такие моменты, есть такие люди, от которых исходит позор. Это люди – бессовестные, дремучие нахалы. Но, я думаю, придет время и история расставит все на свои места».
Надо было при этом видеть, как Анатолий Константинович радовался каждому, кто приехал поздравить его из Осетии. Из Осетии Северной, из Осетии Южной. И вот он уже пытается заглянуть в будущее: «Я сегодня за этим столом не раз подниму тост за то, чтобы наконец-то на многострадальную землю Южной Осетии пришли мир, спокойствие, счастье, чтобы наконец-то там был достаток, чтобы процветало изобилие и всегда за столами были три пирога. Это – моя мечта. Как и то, чтобы побыстрее Южная Осетия объединилась с северной в единую Осетию в составе могучей России».
Примечательно, что юбилей А.К.Баранкевича проходил в здании, которое известно, как Центральный Дом Красной армии. Рядом – Центральный академический театр Российской армии, а в соседнем сквере – памятники российским полководцам. Невозможно было в Москве более точно выбрать место для проведения торжества боевого генерала. И это, конечно, создавало особую, неповторимую атмосферу.
Приводим некоторые из высказываний, прозвучавших на юбилее.
Альберт ДЖУССОЕВ, председатель Координационного Совета общественных и политических сил Южной Осетии
Когда началась агрессия, страшные вести шли из Цхинвала. И вот первые оптимистические сообщения: Баранкевич возглавил сопротивление защитников города… А потом пошли хорошие новости: «Город наш! Город в наших руках!». Это были первые ласточки победы. Надо было продержаться до прихода 58-й армии. И Баранкевич был единственным человеком из всего руководства республики, который действовал. Это и есть настоящий генерал. Все героическое, что связано с обороной Цхинвала, связано и с генералом Баранкевичем.
Мы восхищены сыном русского народа, а теперь и сыном народа Южной Осетии. Героями всегда становятся не по указам, ими становятся в сердцах людей. Таким легендарным героем войны 2008 года для российского народа, для народа Южной Осетии является генерал Анатолий Баранкевич. Он – герой Осетии, герой России, герой современности.
Виктор ЗАВАРЗИН, председатель комитета Государственной Думы РФ по обороне
За преданность и мужество, проявленные в период исполнения обязанностей министра обороны Республики Южная Осетия, за неоценимый вклад в дело становления и развития Вооруженных сил независимой Республики Южная Осетия от всей души благодарю вас за добросовестную службу и сердечно поздравляю с 50-летним юбилеем. Желаю вам крепкого здоровья, благополучия и больших успехов.
Михаил ЛЕОНТЬЕВ, телеведущий, главный редактор журнала «Однако»
Пусть меня простят, но в России нет настоящих героев, кого бы Россия хоть раз не «кинула». Настоящий герой тот, кого Россия «кинула», и он на это не обиделся. Я по собственному опыту помню некоторых ребят, которых обидели, и они вдруг стали «украинцами». И поэтому принципу Баранкевич должен был стать «грузином». А он «грузином» не стал.
Арсен ФАДЗАЕВ, депутат Государственной Думы РФ
Я уверен в том, что многие сегодня в Осетии благодарны Анатолию Константиновичу за то, что он спас жизни многих наших и младших, и старших, за то, что он сделал все, что должен был сделать настоящий генерал, за то, что он помог Южной Осетии, помог Северной Осетии, а значит, я считаю, помог России.
Спасибо вам огромное за то, что вы есть. Берегите себя.
Анатолий ЧЕХОЕВ, известный российский политик
Попытался найти вам подарок со смыслом, и решил подарить офицерскую шпагу. Потому что она ассоциируется с честью, с достоинством, с рыцарством. Эти качества у вас есть. Настоящие офицеры говорят: «Честь имею». И вы с полным правом можете это сказать.
Осетии, наверное, повезло, что в трудную минуту такие люди, как вы, были вместе с народом. Сейчас у нас, правда, героев стало больше, чем в атакованном городе вообще оставалось людей. Но вы не поддались соблазну героической защиты гуфтинского моста, а остались там, где должен быть настоящий офицер, который служит народу.
Вы говорили, что у вас были хорошие офицеры и хорошие солдаты. Но хорошие офицеры и хорошие солдаты бывают, как правило, у хорошего командира, который всегда думает о том, как уберечь своих солдат. И ребята, с которыми вы воевали в Осетии, характеризовали вас именно так.
Алексей ВОСТРИКОВ, в 1990-1992 годы командир вертолетного полка в Цхинвале
Народ вас любит, ценит и уважает.
Феликс ЦАРИКАТИ, народный артист Северной и Южной Осетии, Кабардино- Балкарии, заслуженный артист России
От всей души примите мои искренние поздравления! Вы столько сделали не только для Осетии, а для всей России, у вас за плечами столько всего, а вы такой молодой. Спасибо вам огромное.
Всегда рядом с вами будет Феликс Царикати. И все в Осетии всегда будут рядом с вами. Будьте и вы рядом – тогда мы в Осетии всегда будем в безопасности.
Руслан ГУСАРОВ, заместитель директора телекомпании НТВ
Всего месяц, как я в Москве. Теперь я не корреспондент. Вчера вечером я узнал, что у вас юбилей, и посчитал своим долгом прийти и поздравить вас. Мне очень приятно снова вас видеть после того времени.
8 августа был тяжелейший день, когда в какой-то момент мы, журналисты, вместе с жителями укрылись в миротворческом городке. На фоне бесконечных взрывов произошел один очень мощный взрыв – с большим таким раскатом. А потом во второй половине дня примерно между четырьмя и пятью часами появился Анатолий Баранкевич и сказал: «Ребята, не переживайте, все нормально. Мы дали отпор. Я только что подбил танк». Сказал все это так буднично, просто, спокойно, что мы сначала не осознали, что произошло.
В эти несколько часов осетинские ополченцы вместе с Баранкевичем переломили ход борьбы, они подбили несколько танков, остановили наступление и очень подняли дух людей. Я никогда не забуду этот момент, потому что такие секунды, такие эпизоды роднят больше, чем что-либо.
Я от всей души поздравляю вас. Несмотря ни на какие политические перипетии, несмотря на какие-то недомолвки и многие проблемы, о которых все знают, много достойных сынов родилось на осетинской земле, много достойных на эту землю приехало, и вы – один из этих людей. Я горжусь тем, что я знаю вас и от души вас поздравляю.