Заур БЕДОЕВ: «Стекло – калейдоскоп творческих замыслов и художественных идей»
Сегодня в России отмечают профессиональный праздник работников стекольной промышленности. Отмечают в день, когда родился выдающийся русский ученый Михаил Ломоносов. Именно он много лет назад придумал технологию производства стекла, глазури и фарфора, а также разработал рецептуру цветных стекол, которые использовал для создания мозаичных картин. Так, стекло, без которого в настоящее время не обойтись ни в одной области человеческой жизни, получило распространение.
Дизайн-центр «НЕБО» – ведущий в Северной Осетии по разработке и реализации собственных архитектурных, дизайнерских и рекламных проектов. Он начал свою работу во Владикавказе восемь лет назад. С тех пор здесь не просто изготавливают искусные витражи, различные предметы интерьера и сувениры из цветного стекла, а еще и являются официальными дистрибьюторами лучших производителей художественного стекла Европы и Америки. Что самое важное, каждый созданный в салоне проект, является авторским, эксклюзивным, по-своему, ярким и завораживающим взгляд.
Накануне праздника корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Марина КАДИЕВА отправилась в святая-святых – мастерскую дизайн-центра и побеседовала с его художественным руководителем, членом Союза художников России Зауром БЕДОЕВЫМ.
– Когда вы впервые рассмотрели стекло, как объект профессиональной и творческой деятельности?
– Наверно, в детстве, когда я делал «секретики» (композиции под стеклом в песке). Шучу. Вообще большую роль в моем выборе именно этого направления деятельности сыграл мой отец – художник и дизайнер Виктор Бедоев. Я ему за это очень благодарен. В свое время он окончил факультет промышленного дизайна Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица). Сейчас отец живет и работает в Москве, преподает проектный дизайн, живопись, рисунок.
– А как вы в свое время оказались в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г.Строганова?
– По окончании в 1993 году Владикавказского художественного училища я поехал в Москву набираться профессиональных навыков и поступил в Московский государственный художественно-промышленный университет (тогда он носил статус института) им. С.Г.Строганова на факультет дизайна стекла. Это было замечательное время и замечательная Москва, которая располагала к впитыванию знаний. Мы со студентами старших и младших курсов часто посещали выставочные залы, музеи, общались с известными художниками, представителями старшего поколения. Очень интересными были запоминающиеся практические занятия в производственных мастерских Строгановки, изучение стекла в разной его обработке, поездки на заводы Подмосковья и города Гусь-Хрустальный.
– Кто был главным вашим наставником в студенческие годы?
– Пожалуй, мой педагог Людмила Ивановна Никитина – профессор, член Союза художников России, ныне декан декоративно-прикладного искусства университета. Диплом творил под ее чутким руководством.
– Если не секрет, что он собой представлял?
– Это была работа под названием «Танец муз» по мотивам краснофигурных и чернофигурных греческих ваз. И представляла она собой графику на прозрачном стекле, выполненную в технике пескоструйной обработки стекла. «Танец муз» до сих пор украшает фойе Строгановки. Так что, мне есть, чем гордиться.
– По окончании института, я года три поработал в Москве главным дизайнером на фирме, в рекламном агентстве, параллельно занимаясь витражами. Но решил вернуться в Осетию и применить полученные знания на родной земле. Желание сотрудничать со стекольным заводом во Владикавказе не увенчалось успехом – мне просто-напросто отказали. Хотя, причин я так и не понял. Видимо, завод не был заинтересован в молодых квалифицированных кадрах.
Позже я решил организовать креативно-производственную группу «НЕБО», которая бы занималась не только художественными и дизайнерскими вопросами, но еще имела бы производственную базу. Начал я все это при поддержке отца, а потом уже принял бразды правления полностью на себя.
– Почему «НЕБО»?
– В свое время у отца был дизайн-центр «АРВ». Мы решили не уходить далеко от этого красивого названия и просто перевели его с осетинского языка. Так появилось «НЕБО». По-моему, звучит красиво. Главное, олицетворяет безграничные возможности.
– Были ли трудности на пути к успеху?
– Трудности и сейчас есть. Основные связаны с набором молодых кадров. Хотелось бы иметь больше единомышленников и профессиональных работников на постоянной основе – мастеров, художников, дизайнеров… Потому что интересных проектов – море, а творческих рук не хватает.
Самая большая проблема – это приобретение современного оборудования, которое стоит немалых денег. Хочется, чтобы государство нам как-то помогало, ведь мы делаем перспективное дело.
– На чем специализируется дизайн-центр «НЕБО»?
– Специализируется на креативе. Мы выполняем разные творческие решения, касающиеся интерьера, экстерьера, дизайна ландшафта, но производство у нас конкретно стекольное. При этом каждый заказчик получает индивидуальную вещь. Наши мастера изготавливают из цветного стекла многообразные светильники, люстры, часы, посуду, мелкую пластику, художественные витражи разных форм исполнения.
– То есть путем разных технологий?
– Совершенно верно. Среди них, например, технология «Тиффани», когда витраж набирается из нарезанных по эскизу кусков стекла, которые обрамляются медной фольгой и спаиваются между собой, а также технология «Фьюзинг» («Спекание»). Она создается в специальных печах при температуре выше 800 градусов. Для оформления окон, дверей и перегородок мы используем пескоструйную обработку стекла.
– Такая роскошь, по-видимому, стоит не дешево…
– У нас нет определенных цен на наши услуги, так как стоимость заказа рассчитывается индивидуально, в зависимости от стоимости исходных материалов и сложности работ.
– Ваши основные клиенты, кто они?
– Это владельцы жилых (квартиры, частные дома) и общественных помещений (рестораны, магазины, ювелирные салоны). Также совместно с замечательным художником Арменом Гаспарянцем мы делали витражи для Армянской церкви, мозаику Св. Георгия и православных воинов для храма-часовни святого благоверного князя Димитрия Донского, построенного при министерстве внутренних дел Северной Осетии. Деятельность центра «НЕБО», надо сказать, многоступенчатая, начиная от работы художников, заканчивая трудом монтажников.
– А у вас дома есть плоды собственного производства?
– Очень мало. На себя, как всегда, времени пока не хватает.
– Заур, руководство художественным салоном – основная ваша работа?
– Нет, моя основная работа – это должность главного дизайнера города Владикавказа. А в дизайн-центре я художественный руководитель.
– Дизайн вчера и сегодня – понятия совместимые?
– Конечно же, нет. В советские времена, времена плановой экономики понятие «дизайн» было явлением редким. Кто-то что-то придумывал, и эту вещь просто-напросто штамповали несколько десятилетий подряд. Так во всех отраслях. А сегодня дизайн – многогранное и весьма популярное слово, предлагающее большой спектр возможностей. Хотя бы возьмем одно лишь стекло – калейдоскоп творческих замыслов и художественных идей.
– На ваш взгляд, искусство рисовать стеклом и искусство рисовать красками одно и то же?
– Практически да. Здесь вопрос техники и опыта. Главное, чтобы человек видел форму, цвет, имел вкус, идеи и фантазию. Витраж – это та же самая живопись, главное попасть в свет. Ведь стекло имеет прозрачность, и нужно всегда уметь ее угадать.
– Что бы вы пожелали сегодня работникам стекольной промышленности?
– Желаю, чтобы стекло, как материал для творческих размышлений, развивалось в Осетии, как в художественном, так и в промышленном плане. Чтобы мы в скором будущем могли увидеть все его колоссальные возможности. Это и есть наша главная задача.