Осетия Квайса



Визит Отара Иоселиани в Москву. Ненависть ушла, осталось только презрение?

53--84e27 октября знаменитый грузинский режиссер Отар Иоселиани, с 1982 года века живущий и работающий во Франции, привёз в Москву свой последний, во многом автобиографичный, фильм «Шантрапа». Это знаменательное событие активно освещалось многими СМИ РФ. Например, по федеральному каналу Вести и на сайте vesti.ru: «Иоселиани привез в Москву фильм, который не поняли в Европе».

Сам факт визита в Россию известного режиссёра удивителен. Удивителен тем, что вообще мог состояться. Также и тем, насколько благожелательный приём был оказан грузинскому режиссёру. Почему ? Всё дело в том, что два года назад, Отар Иоселиани дал интервью журналисту  украинского Еженедельника «2000″ Александру Рутковскому. И сказал там много интересного. Например, такая цитата:

«— Отар Давидович, в этот свой приезд вы по понятным причинам много говорите о недавних печальных событиях в Грузии и Южной Осетии…

— Никакой Осетии никогда не существовало! Было княжество Самачабло, где жили князья Мачабели, и они приютили беженцев из Северной Осетии. Теперь они такие же грузины, как и я. Они раньше нормально жили с грузинами. Они вместе ходили в кино, вместе танцевали и веселились… Боже мой! Все вышло из-за того, что к ним применили правило «разделяй и властвуй». Это же целая агентура за этим стоит…

— Как же так, вы говорите, что вообще нет осетин, а есть только грузины, но ведь существует же осетинский язык. И он, насколько мне известно, принадлежит к особой языковой ветви. И во времена Гамсахурдия, как я слышал, этот язык специально изгоняли из осетинских школ. Как можно запрещать то, чего нет? И как осетины могут быть грузинами, если у каждого из этих народов есть свой национальный язык?

— Вы знаете что? Кокойты не говорит ни на каком национальном языке, кроме как на русском. Багапш, президент Абхазии, не говорит ни на одном из кавказских языков, и пользуется только русским.

— Но он знает наверняка и свой абхазский язык. А то, что вот и вы со мной говорите сейчас по-русски, разве это делает вас менее грузином?

— Дело не в этом, а в том, что они все — завоеватели. Наглые, мерзкие… Это я про русских…»

Или вот такая цитата, квинтэссенция взглядов грузинского деятеля искусств на русский народ и Россию в исторической перспективе:

«— Простите, уважаемый Отар, но я хотя бы понимаю, что могу всего этого не понимать. Так объясните же мне логику событий на Кавказе! Вместо этого вы просто гоните меня прочь, как беса. И чем вы тогда отличаетесь от былых коммунистов, которых так не любите? Они ведь тоже не жаловали инакомыслящих и гнали их куда подальше. Кстати, если уж вы так возмущены Россией, тогда было бы логично сегодня ваш вгиковский диплом режиссера вернуть «проклятой Москве» — бросить его в «хамское мурло» империи, как это сделал недавно с орденом «Дружбы народов» Буба Кикабидзе.

— Я отличаюсь от Кикабидзе тем, что никаких орденов ни с одной, ни с другой стороны не получал. А вы не можете мне вправить мозги, потому что вы ничего не понимаете!.. И оставьте меня в покое! Мира у нас с Россией никогда не будет!.. Если раньше мы испытывали к ней презрение, сейчас возникла ненависть. Это очень серьезно. Поэтому живите с русскими, как вам угодно. Целуйтесь с ними и говорите, что НАТО — это опасно, а Россия — это безопасно. Но возврат к прежнему невозможен! Двести лет терпения и презрения кончились! «

Вот такое интересное было интервью. Презрение и ненависть к русским. Разумеется, Отар Иоселиани, известный и талантливый в своём деле человек. Свободный человек. И имеет право высказываться по любому поводу так, как сочтёт нужным. Однако, это совершенно не означает, что Россия обязана давать въездную визу человеку, позволившему себе настолько безобразные высказывания в адрес страны и народа. Практика иных стран, в том числе и самой Грузии, изобилующая множеством недавних примеров, свидетельствует о том, что эти страны намного более щепетильно, нежели Россия, относятся к национальному престижу и негативным высказываниям в свой адрес. В том смысле, что не оставляют без внимания, при рассмотрении прошения о визе, подобных высказываний претендентов на въезд в страну. И смело и решительно закрывают шлагбаум. Из недавнего можно вспомнить факт запрета  на въезд в Грузию члену юркомиссии ПАСЕ, депутату Государственной Думы Сергею Маркову. В результате чего было сорвано участие российской делегации в заседании Комиссии ПАСЕ в Тбилиси. В связи с этим возникает естественный вопрос: неужели Российская Федерация не считает нужным защищать свой престиж всеми доступными способами? И не обладает хотя бы толикой самоуважения на государственном уровне?

tim_karsanti
October 29th