Учитель фехтования. Людмила ЩЕРБИЧ: «Осетия – спортивная республика»
Людмила Александровна Щербич – единственная женщина не только в Осетии, но и во всей России, имеющая сегодня самое высокое педагогическое звание в спорте. Она – заслуженный тренер СССР по фехтованию. А кроме того, заслуженный работник образования РСО-Алания, отличник физической культуры России, дипломант первого всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», старший тренер детско-юношеской школы по фехтованию во Владикавказе.
Родилась и выросла она в Северной Осетии, в семье военнослужащего. Окончив во Владикавказе 33-ю школу, поступила в Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Хетагурова на факультет физического воспитания.
У Щербич с малых лет была тяга к спорту, но то, что вся ее жизнь окажется связанной именно с фехтованием, она поначалу и представить не могла. А именно так и получилось: вслед за соревновательным периодом настал черед более чем плодотворной тренерской деятельности.
О своем спортивном пути, разных сторонах фехтования, тренерской работе и своих увлечениях Людмила ЩЕРБИЧ рассказала корреспонденту сайта «Осетия-Квайса» Залине ПЛИЕВОЙ.
– Как вы пришли в мир фехтования?
– Благодаря основоположнику этого вида спорта в Осетии и другу нашей семьи Альберту Григорьевичу Григоряну. Мне даже во сне рапира никогда не снилась, просто так было угодно судьбе.
– Григорян и был вашим первым тренером?
– Да. Но меня учил и ныне здравствующий Владимир Сергеевич Иванов, старший тренер сборной команды России.
– С недавним юбилеем его не поздравили?
– А как же! Даже стихотворение собственного сочинения юбиляру посвятила. Я к нему отношусь с большим уважением.
– Недавно Иванов проводил во Владикавказе мастер-класс для тренеров республики. Нужная вещь?
– Вы еще спрашиваете?! Иванов – действующий патриарх отечественного фехтования, наш мудрый гуру. Поэтому его приезд для нас всегда большая честь и возможность обогатить свои тренерские наработки. Его советы очень ценны и необходимы.
– Вернемся в вашу спортивную жизнь. В детстве не боялись уколов?
– И сейчас боюсь.
– Как же тогда вы стали «мушкетером»?
– Не знаю, что и ответить. Наверно, все-таки так было угодно судьбе. Другого ответа не нахожу.
– Помните самую первую победу?
– Конечно. Когда мне было семь лет, я стала чемпионка города Кандалакша Мурманской области по велоспорту. Спортивной девчонкой же была. Большую роль в моем воспитании сыграл старший брат, который «таскал» меня куда можно: и в хоккей, и в шахматы. Вы можете вообразить, в пять лет я взахлеб читала «Пионерскую правду». И все благодаря Славику.
– Теперь о ваших победах в фехтовании.
– Честно говоря, как спортсменка не могу похвастаться какими-то особыми достижениями. Тем не менее, мы с подругами Виолеттой Кадиевой, Заирой Дзаховой, Ларисой Цагараевой и Таней Дзагоевой стали бронзовыми призерами чемпионата Советского Союза. Эту медаль я и считаю своей первой большой и очень важной наградой. Она мне очень дорога.
– А первый выезд на соревнования в качестве участницы?
– В 1967 году я поехала в Саратов на турнир, который назывался «Олимпийская надежда», и заняла там первое место. Это были невероятно приятные мгновения!
– Набравшись фехтовального опыта, какие турниры для вас оказались самыми трудными?
– Отборочные. В те годы отборы были чрезвычайно жесткими. Представьте, для того чтобы попасть на чемпионат СССР, сначала надо было фехтовать на первенстве своего общества в республике, потом поехать на российские соревнования и добиться там успеха, затем повторить это на всесоюзном турнире. И только после этого в составе сборной своего общества, а я выступала за «Труд», можно было поехать на первенство ВЦСПС, где собирались лучшие фехтовальщики более чем из 15 команд. В таком сильном турнире необходимо было попасть в шестерку, чтоб стать, лишь участником чемпионата Союза. А там как повезет. Препятствий на пути спортсменов было валом, зато после и награды их ждали довольно-таки щедрые, а радость после удачных выступлений была неимоверной.
– Какие еще соревнования проводились внутри СССР?
– Мы фехтовали на открытых чемпионатах Азербайджана, Грузии, Армении, то есть почти каждая страна, входившая в состав СССР, проводила такие открытые турниры. А первенства мира, Европы, и, естественно, Олимпиада – это, конечно, были мечтой любого спортсмена.
– Людмила Александровна, рядом с вашей секцией, располагался и шахматный клуб…
– Вы это помните?
– Старшие рассказали. И шахматисты тогда говорили, что фехтовальщики очень шумные. Получается, двадцать-тридцать лет назад фехтованием увлекались в Осетии массово?
– Было-было. И глаза горели, и работа кипела. Мы дневали и ночевали в зале, впрочем, как и сегодня. Шпага и рапира в Осетии всегда были и остаются популярными. Ваши старшие правы.
– По активности, говорят, в то время даже борцов переплюнули?
– Да вы что! Борцы и фехтовальщики – небо и земля.
– Почему?
– Потому что вольная борьба – это, можно сказать, исконно осетинский вид спорта, национальная спортивная религия.
– Но ведь и осетинские фехтовальщики когда-то серьезно конкурировали с нашими богатырями. Достаточно, вспомнить Владимира Годжиева, Хасана Джиоева, Владимира Иванова и многих других…
– Да, в те далекие годы мы очень даже гремели. Вы назвали только «первых ласточек» осетинской школы фехтования, но не надо забывать и про других великолепных спортсменов – те же Цагараева, Дзахова, Кадиева, Русецкая, Дзагоева, а также Моураова, Ахполова, Датриева, Гугкаева и, конечно же, Ольга Величко, Александр Мажаев, Жанна Сиукаева и сегодняшний наш венец – Аида Шанаева.
– Вы сами, перечислив эти имена, подтвердили мои слова.
– Не спорю. Фехтование – это интеллектуальный, элитный вид спорта. Так исторически сложилось. Испокон веков почти вся аристократия, все мало-мальски считавшие себя интеллигентами занимались фехтованием. Тут слишком много нюансов, деталей, тонкостей, которые не каждый осилит.
– Как скоро появятся новые звезды на спортивном небосклоне Осетии? Другими словами, есть ли у нашей примы Аиды Шанаевой последователи?
– Каждый из учеников нашей школы может взять из ее рук эстафету больших побед. У нас есть Майя Гучмазова, Яна Алборова, которая стучится в дверь молодежной сборной страны, Сослан Кесаев, Давид Гогаев, есть хорошая девочка Мадина Дзитиева. Важно наряду со способностью к фехтованию сильно этого захотеть, работать, как следует – и успехи придут.
– Если бы вы сейчас фехтовали, смогли бы составить конкуренцию современным спортсменкам?
– Нет.
– Так категорично?
– Я как спортсменка максимум, что завоевала – бронзовую медаль на чемпионате Союза. И еще являюсь мастером спорта. Ну, как я могу выиграть у чемпионки мира и Олимпийских игр? Хороший фехтовальщик и олимпийский чемпион – это, согласитесь, все-таки разные спортивные величины.
– Сами напомнили, что вы – мастер спорта СССР. На ваш взгляд, за последние годы произошла девальвация в регалиях и званиях?
– На эту тему еще можно рассуждать внутри страны. В Советском Союзе выполнить мастерскую норму, а, тем более, стать «заслуженным» было намного сложнее, нежели сейчас. Но, к примеру, стать чемпионом мира сегодня также нелегко, как это было вчера и позавчера. Чтобы достичь этой цели, надо проделать колоссальную работу, от многих благ отказаться.
– Свой последний бой помните?
– Ой, что-то затрудняюсь ответить. Может, на турнире ветеранов.
– В женской рапире среди ветеранов проводят соревнования?
– По инициативе и при спонсорской поддержке Заиры Дзаховой года два или три назад провели такой турнир. Правда, собралась одна молодежь, если сравнивать участников со мной.
– Но, тем не менее, вы не подкачали и показали наглядно своим ученицам, как надо бороться на дорожке…
– Стала бронзовым призером. Выиграла же моя ученица Индира Суанова. Второе место заняла Рита Кибизова.
– Вы сразу решили на себя взвалить нелегкий тренерский труд?
– Это получилось, можно сказать, спонтанно. Когда я окончила наш университет, начала работать в спортивной школе у Владимира Сергеевича Иванова – он сам тогда был директором. Хотя родители еще долго настаивали, чтобы я продолжила учебу и поступила в аспирантуру. Но ведь я своих детей не могла обмануть. Я же обещала сделать их чемпионами мира!
– И слово свое вы сдержали. Ваша воспитанница Ольга Величко стала чемпионкой мира и лучшей спортсменкой Осетии 1989 года.
– Все так. Оля была единственной чемпионкой мира в личном зачете. И вот 20 лет спустя ее достижение повторила Аидочка. Пока получается, что чемпионы мира в фехтовании рождаются у нас, в Осетии, раз в 20 лет. И наша тренерская задача – сократить этот срок.
– Расскажите о нашей первой чемпионке?
– Оля училась у меня в специализированном классе. Была очень целеустремленной и трудолюбивой. Сейчас она живет со своей семьей в Подмосковье, и мы, к сожалению, редко общаемся.
Но будет неправильно, если я не вспомню о других ученицах на чьих «плечах» и выросла Ольга – это Лариса Гурциева, Леся Галуева, Рита Кадиева, Карина Каирова, Таня Манина.
– Сегодня у нас в республике есть спецкласс?
– Один, на базе 40-й школы, там работают, помимо меня, еще двое моих коллег – Алексий Лазариди и Зураб Балашвили.
– Изменилось ли фехтование, если, например, за точку отсчета брать зарождение этого вида спорта в Осетии, и провести параллель с современной эпохой?
– Несомненно.
– В чем?
– Скорости совершенно другие. А еще с каждым годом в фехтовании меняются правила. Даже внешний вид спортсменок сегодня совсем другой. Раньше фехтовальщицы выходили на дорожку в юбочках и только с рапирами. А теперь женский пол специализируется уже и в фехтовании на саблях и шпагах.
– На каком уровне именно женская рапира в России и в Осетии?
– На высоком. А воспитанницы знаменитой осетинской школы фехтования – это вообще отдельный разговор.
– Каков возраст ваших нынешних воспитанников.
– 13-14 лет.
– Назовите главное качество, которое вы стараетесь привить своим питомцам?
– Всегда им говорю и не устаю повторять: «Чемпионами можете не стать, но человеками быть обязаны». Вне тренировок много времени уделяю беседам на жизненные темы, часто устраиваю конкурсы рисунков, сочинений, таким образом, выявляю интеллектуальный уровень. Вожу их в художественный музей, в Русский театр. То есть пытаюсь привить интерес к искусству, хочу научить правилам хорошего тона, чтобы они чтили лучшие осетинские традиции.
– Много ли стартов ждет ваших подопечных в ближайшее время?
– У нас нет возможностей вывозить детей на какие-то крупные соревнования. Ведь все упирается в финансы. Практически все поездки оплачивают родители. С этой точки зрения времена трудные.
– Жизнь спортивного человека всегда наполнена различными сюрпризами. Можете вспомнить какие-то интересные моменты?
– Самый лучший подарок для меня – это золотая медаль Величко на чемпионате мира в Америке. Но был и другой незабываемый момент – в 1977 году, когда я впервые как тренер поехала с детьми на соревнования в Одессу. Дело было в июне, как раз на мой день рождения.
– Прямо интригуете?
– Дети же любят поспать. Например, мне всегда с трудом их удавалось разбудить на утреннюю зарядку. А тут ни свет, ни заря они пошли собирать для меня букет. Место, где мы разместились, было далеко от города, кругом крутые склоны, речка, песок. То есть все условия для работы, но точно не для развлечений. И вот они все как один вскарабкались на эти склоны и принесли мне целый ворох бессмертников. Как сейчас помню. Это был самый дорогой букет в моей жизни.
– А с какого возраста лучше начинать заниматься фехтованием?
– С 9-ти лет. Организм уже готов к легким нагрузкам, мозг соображает – только работай и работай. Это такой возраст, когда у девочек глаза горят. Одно удовольствие с ними общаться.
– Вы сразу можете разглядеть в детях талант?
– «Спортивный» ребенок или нет – определю. А вот талант… О нем можно говорить только после серьезных испытаний. К тому же он сам по себе не принесет побед. Способности только вместе с трудом на тренировках дадут результат.
– Болеете за наших в других видах спорта?
– Живя в Осетии, грех не болеть. Очень хорошо отношусь к Сослану Андиеву, двукратному олимпийскому чемпиону по вольной борьбе. Вот что значит – великий спортсмен. Он хорошо понимал, что нужно для спортивного роста молодежи. В свое время, когда был министром спорта, сильно помогал нам с поездками на соревнования и вообще всячески поддерживал развитие фехтования в республике.
– Если бы сегодня вам предложили исполнить любое одно желание, что бы вы загадали?
– Счастья, счастья всем!
– У вас есть жизненное кредо?
– Не уставай отдавать.
– Философский ответ. Наверняка, много читаете.
– Спасибо, за комплимент! Раньше читала больше. Хотя и сейчас не прочь провести время с хорошей книгой. Зачитываюсь детективами.
– А с кино дружите?
– Больше с комедиями. Только с легкими, веселыми, добрыми. Они помогают расслабиться и уйти от повседневных проблем. А сегодня часто это необходимо.