Наследие Лазаря Гадаева
В последнем номере журнала «Наше наследие» (http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8722.php) опубликованы отклики видных представителей отечественной культуры об известном осетинском скульпторе, а также серия его работ, название одной из которых – «Воскрешение Лазаря» – и предопределило общий заголовок всей подборки. Журнальная публикация, блистательная своей обстоятельностью и объективным взглядом на творчество Гадаева, имеет только один недостаток: она появилась после смерти талантливого художника.
Но это не упрек журналу «Наше наследие», продолжающему нести в общество свою важную культурно-историческую миссию. Это упрек всем нам. К сожалению, слишком часто получается, что отдать должное ярким личностям удается только после их ухода из жизни. Да и то не всегда. Журнал «Наше наследие» сделал то, чего не смогли сделать на родине. Может, потому, что скульптор Гадаев давно уже не принадлежал одной Осетии, а всей России!?
И все-таки его творчество впитывало национальные черты, знакомые с самого детства. Вот две цитаты из подборки журнала «Наше наследие» (материал, безусловно, стоит прочитать весь), подтверждающие это.
«Лазарь Гадаев – предмет большой и заслуженной гордости осетинского народа. Естественно, в его творчестве многие критики склонны подчеркивать связь с традициями осетинской (аланской) мелкой пластики. Вероятно, для этого есть основания – у него очень обостренное, живое чувство фактуры, какое редко встретишь у человека из большого города. И еще, наверное, в его скульптурах есть некий суггестивный магический оттенок, какой действительно свойственен аланским то ли зверькам, то ли богам».
Григорий РЕВЗИН
«Среди многочисленных талантливых работ Лазаря Гадаева я не постесняюсь назвать несколько скульптур шедеврами! Это, прежде всего, одна из последних его работ — «Тайная вечеря», в которой вечный сюжет прозвучал в бронзе, как орган баховской фуги. Какая страсть, эмоции, выразительность персонажей! Это переломный момент в истории человечества! И это выражено, это чувствуешь кожей. Потрясающие ритмы ног сидящих за столом апостолов – они усиливают трагизм происходящего. Лазарю вменяют в вину, что его апостолы – осетины. Ну и что? У Микеланджело персонажи – итальянцы. Это, прежде всего, люди: умные и добрые, злые и подлые, а потом уже – какой национальности»
Валерий АКОПОВ