Плач без слез. Во Владикавказе простились с погибшими и задержали троих подозреваемых в причастности к теракту
По уточненным данным, в результате теракта на Центральном рынке Владикавказа 9 сентября погибли 17 человек, не считая смертника, 161 человек получил ранения разной степени тяжести.
В пятницу стало известно, что если бы не бдительность охранника, который не пустил начиненный взрывчаткой автомобиль на территорию рынка, жертв было бы намного больше.
Парнем, которого сегодня добрым словом поминает вся Осетия, оказался сотрудник охраны рынка Аслан Плиев. Примерно в 11.15 к шлагбауму, установленному перед разгрузочной площадкой рынка, подъехала «Волга» с ингушскими номерами, и находившийся за рулем молодой человек сказал сотруднику охраны, что ему надо проехать на территорию рынка, чтобы закупить продукты.
- Первый раз водитель машины сказал, не выходя из салона, что багажник сломан, – рассказал Плиев, – я заставил его выйти из машины, чтобы открыть багажник. Парень вытащил ключ, попытался открыть багажник и сказал, что ключ сломался, и даже показал обломок ключа. Теперь я понимаю, что он сделал это специально…
Террорист выглядел вполне спокойным и адекватным. Худощавый мужчина лет двадцати – двадцати пяти, был одет в черную футболку с короткими рукавами и черные джинсы. Согласно инструкции, без досмотра машину внутрь рынка Аслан Плиев не пропустил, «Волга» отъехала, и буквально через пару минут прогремел взрыв.
Надо сказать, что для исполнения своего страшного задания террорист пытался заехать в ту часть рынка, где обычно стоят машины с товаром для разгрузки – здесь всегда очень много людей, к тому же этот кусок территории вплотную прилегает к школе N 18. В тот момент в школе как раз началась перемена, у здания находилось много детей с родителями…
Некоторые эксперты, анализируя случившееся, отмечают, что, возможно, человек, взорвавшийся в «Волге», не был смертником – машину могли взорвать дистанционно, вместе с ненужным сообщником, когда тот не смог доставить «бомбу на колесах» в нужное место. Возможно, общаясь с охранником, террорист был спокоен именно потому, что вовсе не собирался умирать.
Вечером в четверг директор ФСБ России Александр Бортников на совещании в правительстве республики сообщил, что по горячим следам задержаны трое подозреваемых в причастности к теракту:
- Совместно с представителями внутренних дел Северной Осетии и Ингушетии нами проводятся оперативно-следственные мероприятия. Задержаны трое подозреваемых в совершении этого теракта, – сказал он.
От озвучивания каких-либо официальных версий следствие пока воздерживается. В то же время различные неофициальные источники и эксперты уже выдвинули несколько предположений о том, кто же стоит за этим чудовищным преступлением.
Одна из версий – теракт могли задумать и совершить ингушские экстремисты, имеющие отношение к так называемому «экажевскому джамаату», который был разгромлен 2 марта 2010 года. Тогда сотрудники федеральных спецслужб блокировали несколько домов в селе Экажево (Ингушетия), где, по оперативной информации, скрывались боевики. В ходе боя погибли семь сепаратистов, в том числе один из лидеров кавказского бандподполья Александр Тихомиров по кличке Саид Бурятский, еще 16 человек были арестованы по подозрению в причастности к НВФ. Другие источники утверждают, что с территории Грузии на территорию Ингушетии недавно якобы просочилась группа боевиков с большим количеством взрывчатки для диверсионной деятельности и дестабилизации ситуации на Кавказе. Есть также информация, что работавшая во Владикавказе бомба аналогична взрывному устройству в автомобиле, протаранившем 5 августа КПП воинской части возле Буйнакска, но официально это никто пока не подтверждает.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что теракт был рассчитан на дестабилизацию обстановки и направлен как в сторону осетинского, так и в сторону ингушского народа, поскольку в праздничный день Ураза-Байрам на рынке во Владикавказе приобретали товары первой необходимости и жители Ингушетии.
Возникает вопрос – как набитая взрывчаткой машина прошла через КПМ? Террорист-смертник приехал в Северную Осетию незадолго до теракта – есть запись камер видеонаблюдения, где злополучная «Волга» проходит КПМ «Черменский круг» в 10.35 утра. По одной из неофициальных версий, бомба была смонтирована непосредственно в газовом баллоне, и поэтому милиционеры ее не смогли обнаружить при досмотре. Но эксперты-криминалисты говорят, что взрывное устройство такой мощности, к тому же снаряженное поражающими элементами, в газовом баллоне разместить невозможно.
По другой версии, милиционеры на КПМ попались на уловку со сломанным ключом в замке багажника и поленились довести осмотр до конца – есть данные, что следствие самым тщательным образом проверяет эту версию, и сотрудникам КПМ грозит обвинение в халатности.
По третьей версии, когда машина проходила пост, бомбы в багажнике еще не было – ее оперативно «закинули» сообщники смертника где-то по дороге к рынку. Этот вариант кажется наиболее правдоподобным – вряд ли авторы чудовищного теракта успех своего плана основывали только на предполагаемой халатности милиционеров пропускного пункта…
Елена БРЕЖИЦКАЯ,
«Российская газета», 13.09.2010