От редакции: Молчание над ошибками
Первого сентября 2004 г. группа боевиков захватила школу № 1 в небольшом североосетинском городе Беслане. Из почти 1200 заложников погибли 332 (из них 186 детей). Чтобы отдать долг памяти погибшим, спецслужбы и, если говорить шире, государство должны были за шесть лет извлечь уроки из трагедии. Сделано ли это к настоящему времени? Общество (по крайней мере неравнодушная его часть) настаивало, чтобы ему дали ответ на несколько важных вопросов и наказали чиновников, чья халатность и нераспорядительность помогли нелюдям.
Государство — спецслужбы, суды и парламентская комиссия — ответили так, что лишь умножили недоумение. За гибель сотен людей осужден только оставшийся в живых рядовой боевик Нурпаша Кулаев. Получается, что спокойную подготовку террористов к злодеянию в наводненной войсками и силовиками и обложенной блокпостами Ингушетии и их проезд в Северную Осетию проморгали лесники и милиционеры. В быстром захвате школы виноватых нет: обвинявшиеся в халатности районные милицейские начальники были амнистированы в августе 2007 г.
Офицеры и генералы спецслужб, чья прямая обязанность — предотвращать теракты кропотливой агентурной и аналитической работой, насколько известно, к суду не привлекались. Мы не слышали и объяснений, почему спецслужбы не попытались освободить школу поздним вечером 1 сентября, когда дождь и гроза могли скрыть действия «Альфы» и «Вымпела». Власти настаивают, что школу взорвали боевики, танки и огнеметы стреляли по зданию только после освобождения заложников, а боевиков было 32. Возможно, это действительно так, но слишком легко отвергаются доводы авторитетных экспертов и очевидцев, указывающих на нестыковки в официальной версии.
В отличие от американских, британских и испанских спецслужб отечественные не смогли обуздать террористов. Пока что победы (уничтожение и захват лидеров боевиков) регулярно чередуются с провалами (нападения на видных чиновников, недавние взрывы в столичном метро и Пятигорске). Уклончивые ответы государства на бесланские вопросы создают впечатление, что кровавый урок не усвоен и переэкзаменовка может продолжаться еще долго.
«Ведомости», 01.09.2010