Осетия Квайса



Без отрыва от Норильска

3-1В гостях у «Уездного города» — рубрики, где «Заполярка» беседует с норильчанами, уехавшими в другие края, — Алан ЛОЛАЕВ, учёный, доктор наук, преподаватель высшей школы, администратор «времён Бударгина», общественник и страстный футболист.

Алана Батразовича сложно назвать бывшим, учитывая то, что он бывает в Норильске минимум два–три раза в год. Тем не менее, теперь он — житель Владикавказа.

3-2– Почему именно Владикавказ? — спросили мы у Лолаева, который в середине лета пожаловал к нам на День металлурга.

– Рано или поздно многим приходится делать выбор, где провести вторую часть жизни. Я не просто покинул Норильск — я вернулся на Родину. Были предложения из Москвы и Санкт–Петербурга, но если там задерживаться, то тоже минимум на лет 10–15: чтобы развиться и успеть что–то сделать на новом месте, нужно время. А Владикавказ — это дом, чудесная природа и люди. К тому же это продолжение моей работы в Норильске. Северо–Кавказский горно–металлургический институт — один из опытных и известных в стране. Два директора норильского комбината — выпускники СК ГМИ: Зверев и Хагажеев. А руководителей сколько наших в управлениях и на переделах, в разных отраслях — горняки, металлурги!

Видели здесь на КВН, на Хараелахском слёте, на соревнованиях по борьбе, на Дне города красивых весёлых молодцов в форменной одежде с надписью ГМИ? Это мои архаровцы. Здесь они находятся на традиционной практике — в последние годы мы восстанавливаем крепкие связи с российскими производствами, со 140 стратегическими партнёрами.

У меня в СК ГМИ сразу обозначилась проректорская должность. Мои опыт и умение, все мои многочисленные наработки пришлись, что называется, ко двору.

– По скольким специальностям обучают ребят в вашем вузе?

– По 38. Его позиции сильны, мы уверенно смотрим в будущее.

Договоры по подготовке специалистов у СК ГМИ заключены со 140 стратегическими партнёрами. «Норильский никель» — на первом месте. В 2009 году СК ГМИ занял шестое место в России по трудоустройству выпускников.

Алан Лолаев отмечает: «К сожалению, в самой Осетии трудоустроиться сложно — работы в республике не так уж много, средняя зарплата — пять-десять тысяч рублей. Активная, энергичная молодёжь хочет чего–то достичь и рвётся в другие регионы страны. Этим летом в Норильск приедут около сотни осетинских выпускников. Мои лучшие специалисты–дипломники получают в Норильске от 30 до 50 тысяч рублей, плюс шесть–десять тысяч комбинат им компенсирует за аренду жилья».

– А с чего, по–вашему, начинается любой университет?

– С того, кто учит. И с библиотеки, безусловно, с базы. Я 20 лет проработал в НИИ, очень люблю его до сих пор. Но с сожалением отмечу, что в Норильском индустриальном — всего четыре доктора наук… Почему всегда разница ощущается по сравнению с материковскими вузами? Приезжаешь туда и ахаешь: «живые учебники» ходят по аудиториям, мастера и доктора с регалиями. Соответственно, и подготовка студентов иначе складывается. «Золотое» преимущество Норильского индустриального в том, что тут есть неразрывная связь с производством. Это даёт колоссальные возможности для развития. Но исторически НИИ обновлялся за счёт материка — на каждой кафедре так или иначе появлялись молодые учёные, создавали за четыре–пять лет местную базу. Задержался — хорошо, не задержался — передал другому. Сейчас обновления почти нет.

На плечах проректора Лолаева в СК ГМИ — вся внеучебная деятельность, воспитательная работа, связи с общественностью. Лолаев «зарядил» выпуск в своём вузе газеты «Вестник СК ГМИ». Тиражом 5,5 тысячи экземпляров издание СК ГМИ с этого года стало подписным и два раза в месяц приходит в любую деревню, в разные уголки Северной Осетии — по домашним адресам «студиозусов». На восьми полосах в газете печатают не только материалы о студенческой жизни во всех её проявлениях, но и выговоры студентам, приказы об отчислениях и т. д. В каждую районную, поселковую и городскую администрацию, а также в каждую школу республики газета приходит бесплатно.

– А как вам город сегодня? Со стороны всегда виднее…

– Есть изменения. Мне показалось, что настроение у людей — не очень. Улыбок мало, проблемы на лицах читаются. Нет, вы не подумайте, я — норильчанин, вы меня не вычёркивайте, и то, что я говорю, говорю и про себя тоже. Во Владикавказе у меня временная регистрация.

– Так вы там — гастарбайтер?

– Практически да. Так вот, всегда норильчане, даже дети, чувствовали некую исключительность, даже превосходство в хорошем смысле слова — уверенные люди по жизни, твёрдо стоят на ногах. Это всегда было. И вдруг стало уходить. И лоск самого города немного… потускнел, так мне кажется.

– Будем считать, что вам на улице попались сплошь не те люди… А вы там часто про нас говорите?

– Слишком (улыбается. — М. К.). Каждое второе предложение начинаю со слов: «А вот у нас, в Норильске»…

– Вы ведь с молодёжью продолжаете работать. Она там — другая?

– Молодёжь везде и всегда — классная, потенциал у неё очень высокий. Знаю, что норильская молодёжь хорошо устраивается на материке и вообще не теряется, не пропадает. Здесь больше кадров задерживается — это похвально.

– А ваша непревзойдённая «Студенческая весна»?

– О, и в Осетии гремит! Там раньше каждый из десяти факультетов выбирал день и жал по всем параметрам: танцы, песни, студенческая театральная миниатюра!.. На Кавказе это умеют… Теперь мы перешли к отсмотру пожанрово, чтобы сравнивать, быть объективнее в оценке. Так что кое в чём я переделал их систему под норильскую. Даже те, кто противились, теперь соглашаются: так, и правда, интереснее… Творческий уровень там — высочайший. Наш вуз — это государство в государстве. Начиная от территории и оснащённости, заканчивая стадионами и спортзалами. 5500 студентов обучаются на дневной форме, более 8000 – заочники.

– А футболисты?

3-3– По большому футболу СК ГМИ — чемпионы республики. Футбольные традиции там грандиозные: «Спартак-Алания» — чемпион России. По мини–футболу выиграли в Южном федеральном округе. Я и сам ещё бегаю… В Северной Осетии развиваю федерацию по мини-футболу. В этом году провели первый чемпионат республики. Занимаемся. Норильск, безусловно, на голову выше Владикавказа по мини-футболу. Я своим ребятам говорю: приедете — норильчане от вас камня на камне не оставят. Они говорили, мол, не может быть, а теперь соглашаются.

– Что ещё отличает Норильск от Владикавказа?

– Отношение к делу. Тут я привык к мобильности. Там надо каждый раз подгонять народ: напоминать, чтоб уточнили, перепроверили, поспешили и прочее. Сразу оговорюсь: не все, но многие. Они по– другому живут. Слишком спокойно относятся к работе, хотя мастера отличные. Наиболее активные ищут пути улучшения своей жизни, и поэтому так много осетин работает за пределами республики… Говорят «привыкай, здесь так принято». Нет, я так не смогу, да и не хочу. В Норильске осетины на высоком счету именно благодаря своему трудолюбию, активности и энергичности.

Вообще процесс адаптации в основе своей не с климатом связан, а с ментальностью: ритмом, привычками, образом жизни.

– Насколько я знаю, ваша деятельность по-прежнему как-то связана и с Норильском? У вас договор с научно-техническим управлением ЗФ, с обогатительной фабрикой, так?

– Я принимаю участие в научно-исследовательских изысканиях на Лебяжьем хвостохранилище и других объектах. Ещё с конца 1990-х годов гидротехническим объектам, прогнозированию и мониторингу их устойчивости уделяли большое внимание, оно не остыло и по сей день. Только теперь исследования ведутся, в том числе, от имени СК ГМИ. Объект норильский, а исполнитель — наша группа. Так что моя работа — для комбината. Студенты, которых пытаюсь воспитывать, — тоже для комбината. Я же сказал в начале разговора, что от Норильска не отрывался…

Марина КУЗНЕЦОВА,
«Заполярная правда», 20.08.2010

Фото Владимира МАКУШКИНА