Осетия Квайса



Ингушский пленник. 17 лет в рабстве

13657724

«Моздокский вестник»

Посреди дороги на главной улице Моздока (Республика Северная Осетия-Алания) с котомкой в руках стоял худой, изможденный человек. Он хотел попасть… в милицию. Когда одна из прохожих поинтересовалась у него, почему он так себя ведет, то мужчина поведал ей историю, которую, впрочем, и мы, газетчики, услышали из его уст. Правда, уже не на проезжей части, а в обществе «Русь», куда он попал благодаря той женщине…

Не раз мы слышали подобное со страниц газет, с экрана телевизора. Да, вроде бы Виктор Васильевич Зарубов (так представился гость Моздока) был вполне вменяем. Вот документов при нем – никаких… Утверждает, что 17 лет пробыл в плену в Ингушетии.

– Родом я из Владивостока. Родился в 1943 году. В пятилетнем возрасте остался без родителей (они утонули) и попал в детский дом. Школу окончил с серебряной медалью, мечтал о профессии летчика. Проблемы со слухом помешали мечте сбыться. Но военным стал. Полтора года прослужил в Афганистане. Жена с сыном погибли под Зеленокумском (жена оттуда родом). Семнадцать лет назад (сейчас никаких сведений не имею) была жива сестра, которая на 10 лет старше меня. Она жила в Москве. Её сын, то есть мой племянник Михаил Багдасаров, киноактер.

Летом 1993 года мне в Москве сделали операцию (удалили легкое). Там же я познакомился с человеком, который, узнав о том, что я хорошо рисую, занимаюсь лепкой, пригласил меня в Ингушетию, сказав, что там я могу хорошо заработать. Так, 9 августа 1993 года я отправился в незнакомую мне республику…

Картины рисовал, но в редкие минуты отдыха от тяжкого труда. Бетонные работы, уход за скотом – с утра до ночи. 2 раза меня перепродавали, я сбегал, догоняли на лошадях, избивали до полусмерти. Пытался попасть в милицию. Попал. Один из милиционеров предложил поработать у него дома. Когда же он понял, что у меня нет никаких сил, я месяц жил в КПЗ…

Прежние хозяева в отличие от последних кормили отвратительно. У меня серьезные проблемы с пищеводом.

Как я уже сказал, последние относились ко мне неплохо: кормили, одевали. Но я уже и есть толком не мог. На этот раз и бежать не пришлось. Хозяин довез меня до Вознесенской, дал 500 рублей, и я отправился пешком до Моздока… Мне очень плохо, нет сил. Всё, что я смог проглотить за последние три дня, так это баночку холодного пива…

Наш собеседник утверждает, что с подобными ему в Ингушетии он встречался, но те были настолько забиты, что о побегах уже и не думали. Он же, как мог, пытался вырваться из плена.

– Пожить хочу… Принести кому-нибудь пользу, – говорит на прощание Виктор Васильевич…

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем следить за его судьбой. Выйдя из общества «Русь», наш герой исчез в неизвестном направлении. Надеемся, что после публикации его кто-то узнает и сообщит о его местонахождении… К тому же наша газета имеет Интернет-версию. Может, и родственники найдутся?..