Деньги на ветер
Президента Южной Осетии публично обвинили в коррупции и клевете
Российские специалисты, участвовавшие в восстановлении Южной Осетии, но вынужденные покинуть республику, выступили с новыми обвинениями в адрес Эдуарда Кокойты и его окружения.
Такие резкие слова в адрес руководства признанной Россией республики еще не звучали. “Жажда президента Кокойты и его окружения получить себе напрямую средства российского бюджета, минуя Минрегион, МВК, Южную дирекцию, — это и есть главная причина того, что происходит”, — заявил гендиректор ГУП “Дирекция по реализации приоритетных национальных проектов” Исмагиль Каримов. По его словам, когда в 2008 году в республику пошли деньги из РФ, премьер Путин и правительство видели, что они просто исчезают. Поэтому была призвана команда Вадима Бровцева, который жестко взял под контроль расходование российских денег. “Но это никоим образом не входило в планы определенного круга югоосетинской элиты, — сказал Каримов”.
Поводом к этому выступлению стал очередной выпад югоосетинского президента, публично обвинившего в срыве восстановительных работ людей из команды премьера Бровцева, в том числе самого Каримова, Южную дирекцию и Минрегион РФ. А гендиректора ГУП “Алутон” Руслана Шарипова Эдуард Кокойты обвинил еще и в том, что тот якобы приехал восстанавливать Южную Осетию, находясь в федеральном розыске, и сбежал из республики, ничего не сделав. В связи с этим г-н Шарипов выразил намерение подать на г-на Кокойты в суд за клевету.
Исмагиль Каримов рассказал, как начались его неприятности в Южной Осетии. “К моменту моего назначения на должность 31 августа 2009 года списки субподрядчиков на восстановление жилья уже были составлены, договоры с ними заключены процентов на 90, — сказал он. — Было заключено 112 договоров субподряда. На частное строительство подрядчиков подбирал лично глава Госкомитета по восстановлению Южной Осетии Зураб Кабисов, который подчиняется непосредственно президенту. Бывшему гендиректору ГУП Роберту Бибилову отдали муниципальный сектор. То есть 15 компаний привел Бибилов, остальные — порядка 70 — Кабисов. Южная дирекция к этим подрядчикам не имела никакого отношения, ее тогда еще не было”.
Перед Новым, 2010 годом ГУП получило на свои счета от Госкомитета по восстановлению республики 860 миллионов рублей.
“Разногласий между Госкомитетом и ГУПом не было до момента прихода этих денег, — рассказал Каримов. — Как только мы получили деньги, тут же начались звонки с “дружескими советами” из администрации президента, из Госкомитета. “Ты не торопись распределять. Мы укажем, какому подрядчику сколько денег давать”. Я категорически отказался следовать этим советам. 26 декабря все деньги были распределены и направлены на счета подрядчиков. 27 декабря я выехал из республики на новогодние каникулы. Не успел я доехать до Владикавказа, как пошли звонки: “Ты не прислушался к мнению руководства республики и неправильно распределил деньги! Ты не долетишь до дома, мы взорвем самолет!” 30 декабря в новогоднем обращении к народу президент республики заявил, что “Каримов наплевал на югоосетинский народ и сбежал из республики!” 10 января, когда я вернулся в республику, в ГУПе уже работала следственная группа”.
“После Нового года Госкомитет полностью заблокировал приемку выполненных работ. Наши бумаги просто исчезали. В целом было передано документов в Госкомитет на 1 млрд 360 млн. Они не подписаны по сей день. Субподрядчики отработали реально эти деньги, но отчитаться за них не могут”. Все фамилии чиновников, звонивших Каримову с угрозами, названы им в заявлении, поданном в Генпрокуратуру РФ. По словам экс-гендиректора, в настоящее время работы по восстановлению жилья в республике полностью остановлены. Вина за это, как он считает, лежит на руководстве Южной Осетии. “Эти люди сами ничего не умеют делать, — заявил он. — Так хотя бы не мешали другим!”
Марина ПЕРЕВОЗКИНА,
«Московский комсомолец», 19.08.2010
Рисунок Алексея Меринова