Осетия Квайса



Театральные истории: «А Яблочкин – мерзавец!»

// Тифлис получил могучий ответ из Владикавказа

В творческой среде, в театральной в особенности, разборки, зависть, наушничание и склоки всегда были неотъемлемой частью профессии. Но далеко не всякий раз все это выплескивалось наружу, да еще в максимально экстравагантной, вызывающей форме. А именно это случилось сначала в Тифлисе, а затем в главном городе Терской области в 1874 г.

Тогда, 150 лет назад, во Владикавказе в переполненном зале городского театра произошло событие, невиданное для почтенной театральной публики. Исполнитель главной роли в спектакле «Лев Гурыч Синичкин» Леонид СОКОЛОВ (на фото) к изумлению зрителей «наехал» на коллег из Тифлиса.

Несмотря на столь неожиданный поворот, после окончания водевиля зал долго стоя аплодировал актерам за отличное представление.

И только позже выяснилось, что же произошло, и почему в спектакль была вмонтированы не предусмотренные в постановке реплики.

Оказалось, та же пьеса несколькими днями ранее шла на сцене Тифлисского театра, где устами одного из актеров досталось ругательств в адрес Владикавказского театра. Хамства прощать никто был не намерен. И «зеркальный ответ», санкционированный дирекцией Владикавказского театра, был дан без промедления.

Таким образом, город на Тереке с лихвой поквитался с заносчивыми представителями театра в городе на Куре. Но без последствий не обошлось.

Владикавказский полицмейстер завел дело на артиста Соколова за то, что тот «произвольно отступил от текста, утвержденного цензурой, и включил поносительные слова против режиссера Тифлисского театра Яблочкина, назвав его мерзавцем».

В итоге актер был оштрафован на 200 рублей.

Несколько слов о главных действующих лицах сей пикировки и о пьесе, избранной для этого.

Водевиль «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» – комедия Дмитрия Ленского в 5 действиях. Пьеса создана на основе французского водевиля «Отец дебютантки», но, сохраняя его сюжетную линию, существенно отличается от оригинала не только многими сценками, но и тем, что действие перенесено на отечественную почву. Драматург наделил персонажей характерами известных русских театральных деятелей, вставил понятные намеки на русские пьесы и постановки и связанные с ними театральные истории, даже скандалы.

Вот поэтому для пикировки подходил именно этот спектакль.

Что же касается оштрафованного, то Леонид Иванович СОКОЛОВ (1844-1890), добавивший к своей фамилии псевдоним ГРАДОВ, во Владикавказ попал как раз из Тифлиса. Время от времени приезжал с разовыми выступлениями в город на Тереке, но только с сезона 1874-1975 гг., получив годовой ангажемент, перебрался полностью во Владикавказ.

И сразу завоевал большую популярность. Соколов как актер котировался высоко за свою универсальность. Он был на первых ролях не только в водевилях, но и драматических спектаклях. Особенно по душе местной владикавказской публике пришлось его исполнение роли Счастливцева в пьесе Островского «Лес».

Актеру уделялось много внимания на страницах «Терских ведомостей». В одном из номеров его игре на сцене была посвящена огромная статья чуть ли не на две газетные страницы.

Вот только два маленьких фрагмента из напечатанных рецензий:

«Соколов щедро от природы всеми данными для полного успеха на сцене»…

«Радуемся от души, что Соколов так ярко выставил перед нами способности своего серьезного творчества… Если он будет так тонко и обдуманно отделывать свои роли, он пойдет далеко»…

А когда в заполненном до отказа городском театре состоялся концерт с участием примадонны-контральто Ады Фабиани, скрипача Абаева, оркестра Терского казачьего войска и артиста Л.И. Соколова (он читал короткие рассказы), больше всего аплодисментов и вызовов на бис выпало на долю последнего.

«Не было ни одного слушателя, который бы ни испытал истинного наслаждения от высокохудожественных, прочувствованных и дышащих правдою рассказов этого артиста», – отмечала газета.

А теперь – о «мерзавце-режиссере».

Александр Александрович ЯБЛОЧКИН (1821-1895) как режиссер добился некоторой известности, но в истории театра остался больше отцом своей знаменитой младшей дочери: Александра Александровна ЯБЛОЧКИНА стала выдающейся актрисой Малого театра, народной артисткой СССР, кавалером трех орденов Ленина, а ее именем назван Центральный Дом актера в Москве.

Яблочкин-отец приехал в Тифлис еще в середине XIX века, где и состоялись его первые режиссерские опыты. Через несколько лет вернулся в Санкт-Петербург, работал в Александринском театре, а в январе 1874 г. вновь метнулся за Кавказский хребет. И было отчего. В Тифлисском театре несколько лет с перерывами на возвращение в Петербург играли его жена и старшая дочь.

Но режиссер далеко не всегда находил общий язык с актерами. Скорее всего, именно это стало причиной того, что Соколов вскоре после его приезда перебрался во Владикавказ. Сам же Яблочкин в Тифлисе продержался недолго, менее года. Вскоре после скандального инцидента, здание Тифлисского театра, где он «творил», полностью сгорело.

Игорь ДЗАНТИЕВ