«Такой бешеной реки мне еще не случалось видеть»…
172 года назад родился Дмитрий МАМИН-СИБИРЯК (1852-1912), прозаик и драматург, автор знаменитого романа «Приваловские миллионы» и рассказа «Погибельный Кавказ», в котором описал свою короткую поездку по Военно-Грузинской дороге в 1902 г. через Владикавказ.
Поскольку изначальный настрой был на горные красоты, на писателя городские узоры впечатления не произвели. Зато Терек ошеломил.
«Путь до Владикавказа сам по себе ничего особенного не представлял, за исключением того, что все ярче и ярче чувствовалась близость главного горного массива. Окружающая природа точно сознательно делалась серьезнее и строже, воздух прозрачнее и краски ярче…
Мы ждали от Владикавказа чего-то особенного, а в действительности это был самый обыкновенный провинциальный русский город. Яркую особенность представлял только Терек, мчавшийся посредине города с необычайной быстротой, как мчится вода из открытого шлюза. Такой бешеной реки мне еще не случалось видеть, и я невольно любовался на бесполезно бурлившую стихийную силу, которую, при настоящем состоянии техники, человек еще не в силах использовать. Терек – река будущего, которая сейчас даром мчит неистощимые запасы энергии…», – написал он.
Далее писатель оставил нам важные детали о жизни и быте молокан, обосновавшихся на Молоканской слободке, которая сто с лишним лет назад располагалась на отшибе Владикавказа:
«Извозчик провез нас куда-то на окраину, где по сторонам широкой зеленой улицы как-то особенно уютно лепились чистенькие молоканские домики. Молокане – сектанты, не пьют водки и живут вообще зажиточно. Свое название эта секта получила от того, что молокане не соблюдают постов.
Мы подъехали к большой деревянной избе. Вышел высокий почтенный старик хозяин. Лошади были дома, а экипаж – настоящая дорожная коляска. Мы скоро сговорились относительно цены за поездку в два конца: до станции Казбек и обратно. Пока приготовляли и закладывали экипаж, мы успели напиться чаю и осмотреть весь дом. Постройки были деревянные, но крепко сложенные. В передней половине жили старики, а заднюю занимал женатый сын Вася, который должен был нас везти.
Обстановка была скромная, но на городскую руку. Были и стулья, и диваны, и задернутые ситцевым пологом кровати. Вообще, чувствовался тугой рабочий достаток и даже известный комфорт»…
Писателя приятно удивила благоустроенная дорога в предгорьях, которая вела к Главному Кавказскому хребту и не утомляла путников:
«Я с особенным удовольствием выезжал из Владикавказа. Впереди нас ожидали невиданные картины величественной и суровой природы. В свое время Военная Грузинская дорога являлась настоящим чудом инженерного искусства, потому что была проложена для замирения Кавказа по непроходимым дебрям, где едва можно было пробраться верхом. Сейчас это было великолепное шоссе, по которому наша коляска катилась шутя. Мы ехали вверх по долине Терека и скоро очутились в глубоком горном ущелье. Горы поднимались все выше, точно старались загородить нам дорогу. В ущельях и по горным отлогостям лепился зеленой мерлушкой приземистый горный кустарник»…