Осетинский пастушок – для читателей «Нивы»
Есть востребованные художники, работы которых в государственных музеях – большая редкость. А в частных собраниях их картины встречаются намного чаще. К таковым относится и Николай ОБОЛЕНСКИЙ (1863-1907), замечательный русский пейзажист.
После того, как по состоянию здоровья он не смог завершить обучение в Академии художеств в Петербурге, будущий мастер живописи и графики в поисках средств к существованию был вынужден сотрудничать с популярным в конце XIX – начале XX веков иллюстрированным журналом «Нива». И именно это обстоятельство сделало его имя известным в просвещенных кругах всей России.
С 1887 по 1892 год он создавал для издания рисунки, среди которых встречались работы на тему Кавказа: «Осетинский пастушок» («Нива», №27 1888 г.), «Чеченская мельница» и другие. И хотя некоторые специалисты считают раннюю графику Н.Оболенского несколько наивной, зато она была искренней и хорошо воспринималась читающей публикой. Не удивительно, что после «Нивы» художника приглашали в другие статусные журналы.
В дальнейшем знакомство и творческое содружество с академиком Императорской Академии художеств Юлием Клевером позволило молодому мастеру совершить серьезный профессиональный рывок. Как отмечали искусствоведы, его живописные работы «приобрели разнообразие, мазок стал более смелым, появились новые световые и цветовые эффекты».
Немало пейзажей было связано с захватывающей природой Кавказа, куда художник периодически приезжал, писал этюды, делал путевые зарисовки.
Так появилась серия работ Оболенского, тематически связанная с Осетией – «Владикавказ», «Терек», «В горах Кавказа. Дарьяльское ущелье». Все они представляют большую художественную и историческую ценность.