«Дружно поют Интернационал, сжимая рукоятку кинжала»
Какой была столица Северной Осетии век назад, на заре Советской власти? Одна из первых корреспонденций в центральной прессе под названием «У подножья гор» появилась в январе 1923 г. в газете «Правда».
Интересна личность автора публикации, совсем молодого, но далеко не рядового журналиста в тогдашней иерархии партийной советской печати, знавшего Владикавказ не понаслышке.
Уроженец Москвы Григорий Яковлевич РОЗЕНБЛАТ (1900-1926) в 18 лет возглавил отряд разведки на стороне красных в Гражданской войне, был трижды ранен и один раз контужен.
В 1920 году в числе 54 курсантов командирован в город на Тереке для формирования 12-х Владикавказских курсов 3-х родов войск, после организации которых работал замполитом.
В 1921 г. Розенблат был переведен в Москву, где стал редактором журнала «Красный большевик». С 1923 г. – в газете «Правда», где сразу пришелся ко двору.
«В нем таилась громадная интуиция прекрасного газетчика», – писали о нем коллеги.
Участвовал в качестве специального корреспондента в историческом перелете Москва – Шанхай.
Погиб в результате аварии самолета под Харьковом. Похоронен со всеми почестями на Новодевичьем кладбище.
У подножья гор
I. СТОЛИЦА ГОРЦЕВ
5 часов автомобильной езды из Тифлиса по военно-грузинскому шоссе, и мы во Владикавказе, столице Горской Социалистической Советской Республики.
У центрального массива Кавказского хребта на южной границе Северного Кавказа расположился Владикавказ. Построенная более двухсот лет назад «крепость у входа в горы кавказские», заселенная казаками и спустившимися с гор осетинами, ныне является культурным и хозяйственным центром народов Терека.
II. ГОРНЫЕ ОРЛЫ
Это наши красноармейцы. О них с любовью говорят горцы:
– Красный прошел там, где гуляет лишь ветер и царствует «шайтан».
Молодые – сплошь добровольцы из туземцев. Здесь впервые организовались поистине интернациональные отряды Красной Армии. Разноязычие потребовало введения общего языка для осетин, ингушей, русских, кабардинцев, чеченцев, лезгин, имеретинцев, персов, татар и др.
Местами среди красноармейцев преподается международный язык эсперанто, но ингушам, не имеющим своей письменности, он дается с трудом.
Во Владикавказе стоит штаб корпуса, 12-е командные курсы трех родов войск, учебный полк.
III. УЧЕБА
Горцы массами идут в Красную Армию. В казарме их поражает все: электричество, телефон, газеты. Первое время, придя с гор, они жадно впитывают в себя новизну впечатлений, присматриваются ко всему.
Постепенно дикость их проходит, разум проясняется. И казарма является для них тем прообразом коммунизма, очертание которого рисуется им на лекциях политграмоты.
Строевая учеба горцев, с детства привыкших к оружию и лошади, – превосходна.
По воскресеньям окрестные горцы толпами съезжаются на джигитовки курсантской кавалерии. Сыновья встречают своих отцов, ведут их в казарму, вместе обедают, слушают лекции о советском строительстве и религии, смотрят курсантские спектакли и дружно поют Интернационал, сжимая рукоятку кинжала.
IV. МОЩЬ ВЛАСТЕЛИНА
Путем непрерывных субботников красноармейцы и курсанты восстановили в полном объеме работу металлургического завода «Алагир».
На торжественном открытии завода представитель рабочих благодарил красноармейцев за помощь. После речей выступил один красноармеец, приветствовавший единый союз горского крестьянства, рабочих и Красной Армии. Он прочел свое стихотворение о возрождающейся стране, где
«И Терек, и горы, и шумный Казбек
Приветствуют мощь властелина
И песню о том, как могуч человек.
Поет неустанно машина».
По окончании торжества я шел по пустынному городу. Рисовались в сумраке кружевные силуэты гор.
Все спало.
Стучал лишь ключ радиостанции, принимавший телеграммы из Москвы. Закутавшись в бурку, четко шагали часовые.
Гр. РОЗЕНБЛАТ