Был такой теплоход – «Осетин»
Да-да, это не опечатка. Всем известен пассажирский теплоход «Осетия» Черноморского морского пароходства, введенный в эксплуатацию в 1963 г., он славно поработал, однако в постсоветский период был пущен на металлолом.
До него существовал теплоход почти с таким же названием, но все же – «Осетин». Он принадлежал Каспийскому флоту и начал плавание в 1937 г. Но прожил совсем короткую жизнь: как пишут исследователи, 24 октября 1943 г. в 21:30 затонул в порту Красноводск (ныне город Туркменбаши на западе Туркменистана).
Большой знаток флотской темы и автор ряда книг Сергей ЭДЛИНСКИЙ приводил и подробности:
«Теплоход “Осетин” стоял у причала порта Красноводск под выгрузкой в железнодорожные вагоны банок с порохом – всего почти 2 000 т.
В результате возгорания пороховой пыли и взрыва пороха носовая часть судна, мачты и стрелы были деформированы; помещения, главные двигатели и механизмы обгорели.
От столкновения при взрыве с п/х “Орленок” судно получило большую пробоину и затонуло. 14 человек погибло, 6 человек, в том числе капитан теплохода Петров, были ранены».
До этого рокового момента «Осетин» трудился бесперебойно. Хотя иногда вынуждено простаивал. Незадолго до Великой Отечественной войны газеты «Правда» и «Красная звезда» писали о безобразиях с погрузкой и выгрузкой в порту Махачкалы:
«Теплоход “Осетин” прибыл точно по графику, но выгрузка ночью была организована плохо. По вине капитана порта тов. Лебедева не были подготовлены транспортеры, выручили грузчики-стахановцы. Они твердо обещали, что разгрузят теплоход за 30 часов, вместо 72 по норме. И сдержали слово: и теплоход «Осетин» 24 апреля досрочно, почти на двое суток, отправился в очередной рейс».
К сожалению, фотографии судна, скорее всего, не сохранились. По крайней мере, в доступном информационном пространстве, в музеях и на аукционах обнаружить их не удалось.