Осетия Квайса



Замкнутый круг

// Люди не платят, потому что управляющие компании ничего не делают, а те ничего не делают, потому что им не платят

К известной фразе, что в России существуют две проблемы – дураки и дороги, измученный вопросами жилищно-коммунального хозяйства народ с удовольствием добавил бы и эту отрасль.

Призванная значительно улучшать нашу жизнь, на сегодняшний день она является средоточием годами копившихся проблем, с которыми ежедневно приходится иметь дело практически каждому из нас. И, наверное, потому тема ЖКХ является неисчерпаемой. Почему так происходит и, самое главное, есть ли выход из сложившейся ситуации? Эти вопросы были адресованы председателю Комитета жилищно-коммунального хозяйства и строительной политики РСО-А Ахсарбеку ГУЛАЕВУ.

– Ахсарбек Сергеевич, жилищно-коммунальное хозяйство претерпело немало реформ, как вы оцениваете эффективность их реализации в Северной Осетии?

– В наследство от Советского Союза нам осталось коммунальное хозяйство не в самом лучшем состоянии. Когда принимался новый Жилищный кодекс, была попытка исправить положение, создав класс собственников, эффективно управляющих своим жильем. А государство по мере возможностей должно этим собственникам помогать. Это основная цель и задача нового Жилищного кодекса. Но он принимался ускоренными темпами и во многих моментах оказался «сырым». На сегодняшний день реальность такова: есть много нареканий по работе управляющих компаний и ТСЖ; в вопросы работы этих организаций будут вноситься большие изменения на уровне закона о Жилищном кодексе РФ.

– О каких конкретно изменениях идет речь?

– Наконец-то управляющие компании освободят от обязанностей собирать с граждан плату за услуги ЖКХ, то есть быть посредниками между поставщиками данных услуг и потребителями. Это решение продиктовано практикой, которая показала, что управляющие компании не могут хорошо администрировать эти финансовые потоки. Я ни в коем случае не хочу обвинить эти структуры в том, что они оставляли деньги себе – им пришлось столкнуться с очень сложной бухгалтерией и отсутствием проработанного механизма. Думаю, УК с облегчением вздохнут. Тем более, и это мое мнение, – в нашей республике УК таковыми в принципе не являются, скорее это обычные сервисные компании, то есть организации, которые подметают ваш двор, ремонтируют подъезд, следят за техническим состоянием вашего дома. Если их лишат функции по передаче денег и поставке услуг, они вообще управляющими перестанут быть. Их надо назвать, как во всем мире, сервисными. Реформа на сегодняшний день слегка буксует, но ее реализация подсказывает пути выхода из сложившейся ситуации. На бумаге все было гладко, а в действительности оказалось, что не все так хорошо работает.

– ЖКХ – одна из самых больших и сложных отраслей. А какие проблемы в данной сфере, на ваш взгляд, сегодня стоят наиболее остро?

– Качество жилищно-коммунальных услуг. Во многих районах города в многоэтажках существует проблема с подачей воды, особенно страдают верхние этажи, так как напор воды очень слабый. Такая же ситуация с электроэнергией в центральной части города, напряжение по вечерам составляет 150 –170 вольт, что классифицируется как аварийное. Сейчас ситуация сдвинулась с мертвой точки, строится новая подстанция. Еще одна немаловажная проблема – качество работ УК в старой части города и на БАМе, оно не выдерживает никакой критики. Получается замкнутый круг – люди не платят, потому что им ничего не делают, а ничего не делают, потому что люди не платят. И это касается не только города, подобная ситуация складывается по всей республике.

– Как разорвать такой замкнутый круг?

– Перед Новым годом была создана межведомственная депутатская комиссия, которая будет рассматривать и проверять эффективность действий ТСЖ и УК. Одной из причин ее создания и были поступавшие к нам многочисленные жалобы: «Мы платим, но нас не обслуживают». Работа комиссии предположительно будет построена следующим образом: раз в месяц или по мере необходимости будут обсуждаться требующие разрешения вопросы. Сейчас, например, подняли вопрос о создании единого договора на оказание коммунальных услуг. Среди задач комиссии: анализ деятельности республиканских управляющих компаний, устранение кризисных ситуаций в вопросах предоставления жилищно-коммунальных услуг. Предполагается, что в состав рабочей группы войдут депутаты парламента, специалисты министерства топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, активисты ветеранской организации республики, представители жилищной инспекции, Роспотребнадзора, руководители управляющих компаний и ассоциации товариществ собственников жилья, ответственные работники муниципалитетов. Мы надеемся, что все спорные вопросы можно будет разрешать с помощью квалифицированных и знающих специалистов.

– Скажите, правда ли, как считает население, в Северной Осетии завышены тарифы на коммунальные услуги?

– По некоторым видам услуг это действительно так. В частности главой нашей республики на федеральном уровне был поднят вопрос: «Почему Северная Осетия платит норматив на отопление жилых помещений как на Крайнем Севере?». Но до сих пор мы не получили вразумительный ответ. Естественно, долги растут. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо изменить постановление Правительства РФ. В результате настойчивой работы депутатов Региональной службой по тарифам РСО-Алания с 1 января 2013 года в республике установлены более низкие единые нормативы. Если до сегодняшнего дня жители Владикавказа платили за воду из расчета 311 литров на одного человека в сутки, то с нового года норматив потребления будет снижен до 250 литров на человека в сутки, то есть на 24%, или на 61 литр. При этом новые нормативы установлены сразу на три года. В то же время тарифы на другие коммунальные услуги, в частности на холодную воду, на водоотведение, отопление – одни из самых низких в РФ. Еще одна хорошая новость – тарифы на жилищно-коммунальные услуги с 1 января 2013 повышаться не будут, до 1 июля будут действовать тарифы текущего года.

– Какую помощь оказывает российский Фонд содействия реформированию ЖКХ конкретно нашему региону?

– Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» образована в целях стимулирования развития отрасли. Наша республика участвует в программах фонда с 2008 года. В прошлом году в фонде были одобрены две программы по капитальному ремонту многоквартирных домов и две – по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В рамках данных двух программ по капитальному ремонту в 2013 году будет отремонтировано 86 домов общей площадью 273,42 тыс. кв. м. Общая сумма проведения капитального ремонта составит 265,74 млн руб., в том числе за счет средств фонда 187,69 млн руб. Улучшат качества своих жилищных условий 11 450 человек. По двум программам переселения к концу 2013 года будет переселен 461 человек (или 167 семей). Будет ликвидирован 21 аварийный дом общей площадью 6,99 тыс. кв. м. Общие затраты на переселение составят 180,12 млн руб., в том числе за счет средств фонда 134,22 млн руб. Всего в рамках программ капитального ремонта за период 2008 – 2012 гг. было капитально отремонтировано 469 многоквартирных домов общей площадью 966,8 тыс. кв. м. Всего улучшили качество своих жилищных условий 42 946 человек.

– На какой стадии находится строительство водовода от родника «Фаныкдон», результатом реализации которого станет обеспечение качественной питьевой водой жителей сельских населенных пунктов Правобережного района?

– Речь идет о крупнейшем на Северном Кавказе источнике пресной воды. Строительство водовода от родника «Фаныкдон» обещали завершить до 2013 года, но работы продлятся еще как минимум на год. Общая стоимость проекта более 822 млн рублей. Результатом его реализации будет являться обеспечение качественной питьевой водой не менее 80 тыс. человек в населенных пунктах: с. Гизель, села Верхняя и Нижняя Саниба, ст. Архонская, с. Ногир, с. Михайловское, г. Беслан, с. Заманкул, с. Батако, с. Раздзог, с. Фарн, с. Хумалаг, с. Брут. Обеспечение водоснабжения населенных пунктов Ардонского, Ирафского, Кировского и Дигорского районов в самотечно-напорном режиме позволит обеспечить снижение тарифов на водопотребление для населения.

– Что вы можете сказать о правовой грамотности населения по части потребления услуг ЖКХ?

– На самом деле проблема достаточно серьезная. Наше население бездумно платит за все подряд либо не платит вообще. И здесь я совершенно убежден – только эффективная просветительская работа среди населения способна изменить непростую ситуацию. К примеру, запустить в эфир еженедельную передачу на местном телевидении, где сможем доступно и популярно рассказать людям об их правах и обязанностях.

– Как вы думаете, доживем ли мы до времени, когда наши дома будут обслуживаться как на Западе – быстро и качественно?

– Именно на это нацелена Программа модернизации ЖКХ, хотя до западного уровня обслуживания, откровенно скажу, нам идти долго. Потому как российское жилищно-коммунальное хозяйство находится в хроническом кризисе. Основные фонды – водопроводные, газовые, электрические сети –изношены на 70%. Но постепенно ситуация будет меняться. И, конечно, к лучшему.

Фариза ХАДАШЕВА
«Московский комсомолец», 17.01.2013