Осетия Квайса



Хетаг АЗИЕВ: «Троллейбус для города необходим»

AzievСегодня в транспортной жизни Владикавказа  знаменательный день – два новых троллейбуса вышли на линию. В церемонии приняли участие представители руководства республики, администрации Владикавказа, общественность. Символично, что это событие совпало по времени с пуском в столице Северной Осетии первого троллейбуса, когда в такие же зимние дни 33 года назад жители Владикавказа получили возможность ездить на новом, удобном, экологически чистом транспортном средстве.

Этот вид транспорта и по сей день остается очень востребованным во всем мире. Он может осуществлять не только пассажирские, но и грузовые перевозки, как, например, это происходит в Москве. Троллейбус вмещает большое количество пассажиров, особенно если имеет два этажа или несколько секций, как, скажем, в Цюрихе. Кое-где, кроме обычной уличной, действует система подземного скоростного троллейбуса. Одним словом, прогресс не стоит на месте.

Однако во Владикавказе сегодня, несмотря на многочисленные преимущества, троллейбус, увы, далеко не самый распространенный вид транспорта. Будем надеяться, что пока. О проблемах и перспективах развития специальный корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Екатерина ДЖИОЕВА накануне сегодняшнего торжества беседовала с начальником троллейбусного депо Хетагом АЗИЕВЫМ.

– В каком состоянии сегодня троллейбусное депо? Насколько велик контраст по сравнению с «золотыми» временами?

– Был период, когда парк обслуживал 45-50 троллейбусов. Сегодня, к сожалению, всего 12, из которых на ходу 10. Несмотря на то, что срок службы троллейбуса составляет 10 лет, у нас они эксплуатировались дольше. Финансирования на покупку новых не было. Все, что были в силах сделать своими руками, делали. Ремонтировали, приводили в порядок внешний вид. Один такой троллейбус, переживший капитальный ремонт, сейчас стоит в боксе.

Благодаря мэру Владикавказа Сергею Дзантиеву и начальнику управления транспорта Мурату Газданову мы буквально на днях получили два новых современных троллейбуса 321-й модификации, которые привезли прямо с завода «Белкоммунмаш» из Минска. В настоящее время проводится их предпусковая наладка.

Первые пассажиры первого во Владикавказе троллейбуса. Фото 1967 г.

Первые пассажиры первого в столице Северной Осетии троллейбуса. Фото 1977 г.

Как раз сегодня поеду в аэропорт встречать специалистов с Минского завода, вместе с которыми и будем осваивать новую технику.

Троллейбусы в Северную Осетию тащили тягачами. На трассе «Дон» они попали в снежные заносы, и простояли неделю. Однако, несмотря на небольшие трудности, эти красавцы в скором времени появятся на улицах города.

– В вашем подчинении большой коллектив?

– Я работаю в этой должности только полтора года. Мне по душе это дело, поскольку всю жизнь проработал в транспортной сфере. В наследство мне достался отличный, слаженный коллектив, состоящий из замечательных людей, от души занимающихся своим делом, невзирая на многолетние трудности. Да, и зарплата маленькая, и условия труда не совсем легкие, но не было такого случая, чтобы кто-то подвел меня в работе.

Всего в троллейбусном депо работают 52 человека, в их числе 17 водителей и 17 кондукторов, которые работают сменами по два дня, потом меняются.

– Почему в городе остался только один действующий маршрут, по чьей инициативе?

– Опять-таки потому, что троллейбусы выходили из строя, новые не покупались, их стало не хватать, поэтому остался один маршрут.

Теперь по Владикавказу будут бегать два вот таких новых троллейбуса.

Теперь по Владикавказу будут бегать два вот таких новых троллейбуса.

– Когда-то собирались запускать троллейбус по маршруту Владикавказ-Гизель. Почему не довели дело до конца?

– Собирались создавать маршрут еще и в аэропорт. Планировалось также построить второе троллейбусное депо во Владикавказе в районе нынешнего рынка «Викалина». Но в перестроечные годы все пошло наперекосяк.

– С какими трудностями приходится сталкиваться чаще всего?

– Дороги Владикавказа сегодня переполнены автотранспортом. Парковок для такого количества транспорта не предусмотрено. По правилам дорожного движения нельзя парковать машины ближе 15 метров от остановки общественного транспорта. Это не соблюдается, поэтому остановиться троллейбусу на своем законной остановке не удается. Приходится объезжать, переезжать, недоезжать. Пусть на эту проблему обратят внимание сотрудники ГИБДД.

Еще не всегда есть возможность беспрепятственно развернуться водителю троллейбуса. Например, на ул. Кутузова, потому что стоящие на конечной остановке маршрутки заграждают дорогу. Раньше было еще хуже. Сейчас, опять-таки, благодаря  городской мэрии, здесь сделали круг, посреди которого организовали газон. Но проблема не исчерпана.

– Как вы прокомментируете ситуацию с недавней забастовкой водителей маршрутных такси?

– Маршруток в городе слишком много. Они часами простаивают на конечных остановках, как, например, на той же улице Кутузова. А ведь автотранспорт, в отличие от электротранспорта, загрязняет воздух выхлопами, которые наносят, уверяю вас, не меньший вред, чем завод «Электроцинк». Да что далеко ходить, Адольф Гитлер убивал людей выхлопными газами.

Может, в других регионах и стоит проезд больше, но у нас очень маленькие расстояния. Одна поездка в троллейбусе тоже по официально высчитанной себестоимости равна 12 рублям. Во Владикавказе же она составляет 6 рублей. К слову, наша дневная выручка достигает 7400 рублей. В день забастовки маршрутчиков мы заработали 30 тысяч рублей, то есть выполнили четырехдневный план. Для таксистов вообще был праздник, поскольку имеющееся количество единиц общественного транспорта не может на сегодня перевезти такое количество пассажиров. О причинах мы уже говорили.

Но вернемся к оплате. В других регионах, если уж сравнивать, вывешены расписания отъезда маршруток, обозначены остановки, чтобы не создавать аварийные ситуации. А во Владикавказе что? Поработал до шести, карман набил и поехал домой. А люди мерзнут на остановках. Правда, это касается не всех.

В городе троллейбусу непросто протиснуться сквозь "сито" маршруток.

В городе троллейбусу непросто протиснуться сквозь "сито" маршруток.

Когда появился первый маршрут № 29, водители ездили с объявлением на лобовом стекле: «Еду по маршруту троллейбуса № 2». Для чего это было сделано? Да, троллейбус и трамвай могут ездить только по строго определенному маршруту, в таком случае логично пускать автобус или маршрутное такси по другому маршруту, но не по тому же самому. Логики нет никакой.

Совсем без маршрутных такси тоже не обойтись. Но все же нужна альтернатива, тогда и не будут проходить такие манипуляции.

– Что в перспективе на ближайшее будущее?

– В скором времени нас должны обеспечить еще 4-6 новыми троллейбусами, и мы будем открывать еще один маршрут.