Осетия Квайса



Вторая жизнь пешеходного моста

Историческая часть города не раз становилась предметом жарких дискуссий. Сейчас на повестке дня – пешеходный мост через реку Терек, тот, что расположен в створе улицы Пашковского. Можно ли запланированные работы по его реставрации приравнять к сносу? И можно ли спасти эту историческую реликвию иным способом? Именно в этом мы и постарались разобраться. А пока небольшой исторический экскурс.

Географические особенности месторасположения крепости, а затем и города Владикавказ – у подножия гор и по обе стороны реки Терек – не могли не сказаться на его градостроительном развитии. В частности, наличие посреди города реки являлось не только удачным ландшафтообразующим фактором, но и влекло за собой необходимость в возведении капитальных мостов, надежно связывающих между собой правую и левую части города.

Документ, датированный 24 февраля 1898 года, гласит: «Строительное отделение областного правления препровождает в городскую управу рассмотренный отделением и утвержденный начальником области и наказным атаманом проект на постройку постоянных железных кладок через р. Терек в г. Владикавказ». По мере развития города, его промышленного уровня, увеличения торгового оборота, с ростом населения (в том числе и за счет переселенцев из разных районов России и из-за границы), активным функционированием почтовой связи, расширением городской застройки – строительство мостов становится одной из насущных задач властей города. Это было тем более необходимо из-за того, что гужевой транспорт постепенно вытеснялся автомобильным, а в 1904 году во Владикавказе была пущена первая трамвайная линия, для чего был возведен первый в России железобетонный мост для пробега трамвая с левого на правый берег реки Терек.

Владикавказ – восьмой (!) город в России, освоивший электрическое трамвайное движение. Для пробега трамвая через реку Терек бельгийская концессия, получившая подряд на строительство трамвайного парка, вынуждена была построить надежный мост.

В самом начале XX века (6 августа 1904 г.) бельгийская компания в лице своего агента и директора «анонимного общества» Луи Перро открыла в г. Владикавказе трамвайное движение по узкой колее по двум маршрутам. Первый маршрут шел от железнодорожного вокзала до кадетского корпуса через так называемый Чугунный мост. Второй маршрут шел по ул. К. Маркса через Терек, далее по ул. Маркуса до теперешней Первой городской больницы. Вот для второго маршрута и потребовался мост. Так как на Западе уже широко применялся железобетон, то бельгийская компания решила строить мост из железобетона. В России железобетон делал свои первые робкие шаги. Через Терек был построен железобетонный трехарочный мост пролетом 80 метров, при длине каждого пролета 22,3 м. Как свидетельствует видный русский мостостроитель Григорий Передерий, это был первый (!) железобетонный мост в России, тем более такой смелой конструкции и такого пролета. Об этом же свидетельствует и строительная энциклопедия.

Кстати, именно Григорий Передерий не раз писал о владикавказском трамвайном мосте через реку Терек в учебниках по мостостроению («Курс мостов» и «Железобетонные мосты»), автором которых сам и являлся. Также об уникальном владикавказском железобетонном сооружении упоминал в своей книге «Архитектура отечественных мостов», где рассматриваются архитектурные композиции значительного количества отечественных мостов, интересных как в техническом, так и в архитектурно-художественном отношении, и петербургский искусствовед Андрей Пунин.

Упоминается владикавказский железобетонный трамвайный мост и в сборнике «Основные показатели работы трамваев и троллейбусов в СССР» (М., 1940), где помещено сообщение о пуске первого электрического трамвая во Владикавказе: «6 августа 1904 года при огромном стечении горожан под перезвон церковных колоколов первый трамвай вышел из депо, пересек выстроенный для него мост и двинулся по маршруту».

За всю историю своего существования этот мост дольше эксплуатировался как пешеходный. Причиной этого, возможно, стало утяжеление вагонов. Точное время прекращения эксплуатации моста в качестве трамвайного неизвестно.

И за древностью лет (шутка ли – мосту больше века!) мост пришел в полную негодность, а точнее – стал аварийным и явно требует реставрационно-строительных работ. Вопрос только в том, как они будут проводиться – полный снос и строительство нового или сложная реконструкция существующего?

За ответом мы отправились во владикавказскую администрацию. И сегодня нашим экспертом выступит первый заместитель главы АМС г. Владикавказа Майран ТАМАЕВ:

– Мост под трамвайный путь через реку Терек был построен в самом начале двадцатого столетия и первоначально эксплуатировался под трамвайную нагрузку узкой колеи. Через данный мост проходил трамвайный маршрут №2.

В Республиканском центре по охране памятников истории и культуры имеются три фотографических изображения моста на открытках начала ХХ века. На всех видах на мосту находится трамвайный вагон. На этих же открытках перильные ограждения имеют рисунок, отличный от тех, что установлены в настоящее время, и разбивку на секции, при которой стойки и подкрепляющие кронштейны расположены точно над консолями. Время замены первоначальных перильных ограждений неизвестно. Причиной замены могла явиться коррозия элементов. Первоначально все соединения были выполнены на заклепках, о чем опять же свидетельствуют фотографии. Позже большая часть соединений стоек с кронштейнами и стоек с перилами была заменена на болты.

– То есть в данное время вид моста отличается от первоначального?

– Да!

– Мост находится в глубоком запустении, и высказывания о том, что его пора спасать, более чем обоснованы…

– То, что мост находится в аварийном состоянии, видно невооруженным глазом. В 1994 году АО «Волгомост» было произведено обследование моста. Из-за массовых разрушений бетона и коррозии арматуры несущих элементов состояние моста было оценено как аварийное и даны рекомендации по замене пролетного строения с использованием существующих опор. По заказу владикавказской администрации в 2005 году специалистами Научно-исследовательского института мостов и дефектоскопии г. Санкт-Петербурга было проведено еще одно обследование несущих конструкций пешеходного моста, дана оценка его состояния и предложение по реконструкции, с целью сохранения архитектурных особенностей.

Согласно заключению отчета этого института состояние моста также было признано аварийным, и в целях обеспечения безопасной эксплуатации объекта предлагалось выполнение следующих мероприятий: незамедлительное закрытие движения по мосту с разборкой перильных ограждений и плиты береговых пролетов на участках длиной не менее 10 м; в плановом порядке составить проект и осуществить строительство пешеходного моста с сохранением его архитектурных особенностей и частично функционального назначения восстановленных опор контактного провода для освещения, подвешивания праздничных гирлянд и осуществления воздушной проводной связи.

Тогда же у моста была вывешена табличка, предупреждающая, что объект находится в аварийном состоянии, однако движение по нему так и не прекратилось.

– Повторные исследования проводились в 2005 году. Сегодня на дворе, слава Богу, 2012-й. Чем была вызвана пауза в 7 лет?

– Пресловутый финансовый вопрос. Мы пытались выкроить деньги из местного бюджета на довольно дорогостоящие реставрационные работы, но они оказались городской казне не по карману. И только в этом году нам удалось защитить заявку на включение владикавказского моста в федеральную целевую программу «Повышение сейсмоустойчивости объектов в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2014 годы».

Это можно считать большой удачей, особенно учитывая, что на 2012 год финансирование данной программы было уменьшено вдвое – с 72,9 миллиарда рублей до 34,3 миллиарда рублей. При этом 24 млрд. руб. из них будут направлены из средств федерального бюджета, 9,3 млрд. руб. – из средств бюджетов субъектов РФ, а 0,8 млрд. руб. – из внебюджетных источников. По данной программе при учете софинансирования из бюджетов трех уровней Владикавказ уже получит на пешеходный мост около 41 млн рублей.

– Раз деньги – вопрос решенный, значит, работы должны начаться в ближайшее время. Есть ли уже проект, и что именно планируется сделать?

– Проект уже разработан. Его авторы – специалисты ОАО «Севоспроект». Заказчиком выступает Управление по строительству АМС г. Владикавказа. Более того, уже объявлен тендер на проведение строительно-реставрационных работ.

В соответствии с заданием на проектирование предлагается полная замена монолитных железобетонных конструкций – сводчатых балок, ребристой плиты.

Основное требование – сохранить все размеры моста и архитектурные элементы, выполнив мост в монолитном варианте.

Учитывая то, что нагрузки не изменились, принято решение сохранить фундаменты существующего моста, разрушенные участки облицовки опор восстановить.

Что касается архитектурного решения, то мы хотим воссоздать мост в его первоначальном виде, вплоть до того, что по старым фотографиям был создан эскиз боковых перил.

– Город будоражат разные слухи по поводу моста. Один из них – что его полностью снесут – вы сегодня развенчали. Однако далеко не все горожане одобряют выбранный подход к реставрации моста, говоря о том, что разбор его отдельных конструкций убьет исторический флер и романтический шарм. Нет ли возможности подойти к решению этой проблемы более гуманным способом?

– Тот проект, на котором мы остановились, не единственный. Действительно, были попытки разработать проект реконструкции без демонтажа основной плиты.

Творческий коллектив студентов СКГМИ под руководством доцента кафедры строительных конструкций, кандидата технических наук Аветика Манукянца предложил вариант, при котором пролетные строения моста заключались бы в железобетонную обойму. Но, к сожалению, этот проект не прошел техническую экспертизу все в том же Научно-исследовательском институте мостов и дефектоскопии г. Санкт-Петербурга. В нем были найдены серьезные недостатки. Например, авторы проекта не учли влияние на сооружение температурных воздействий. Для специалистов уточню – в проекте реконструкции моста не обеспечена свобода продольных деформаций неразрезного пролетного строения. Также у специалистов вызвала большие сомнения предлагаемая технология производства работ, которая вполне может привести и к обрушению плиты, и к разрушению старых элементов пролетного строения. Так что проект ОАО «Севоспроект» является оптимальным.

– Когда планируется приступить к реставрационным работам?

– Я думаю, что тендер будет проведен до конца марта. Так что при благоприятном стечении обстоятельств работы начнутся в апреле, а завершиться они должны до конца текущего года.

Юлия СТАРЧЕНКО,
Vladikavkaz-Osetia.Ru, 21.03.2012