Осетия Квайса



Трамвай, прощай до весны!

Раз в год горожане, регулярно пользующиеся трамвайными маршрутами № № 5 и 9, обращаются в редакцию газеты со ставшими уже традиционным для начала ноября вопросами: «Почему трамвай стал ходить только до ОЗАТЭ? Как теперь добираться до Водной станции, садов-огородов, детской железной дороги, зоопарка? До собственных домов, наконец?» Кто-то возмущается по телефону, кто-то не поленился приехать в редакцию, чтобы подробно рассказать, какие неудобства влечет за собой отмененный на несколько осенних и зимних месяцев – знают об этом на собственном опыте – трамвайный маршрут.

Но все возмущения сводятся к главному вопросу: почему и по чьей вине страдают люди? Да, можно воспользоваться маршрутными автобусами № № 23 и 23 «а», но ведь льготы на них не действуют, а это дополнительные расходы из не слишком большой пенсии. Не хотелось бы… Да и почему люди лишены возможности пользоваться привычным и удобным для них транспортом – трамваем?

 5-й и 9-й – маршруты сезонные, такое решение было принято руководством предприятия, в чьем ведении находился этот вид транспорта много лет. Решение непростое, вынужденное, причины для него были веские. Руководитель образованного 1 марта текущего года муниципального предприятия «ВладЭнергоТранс», начавшего работу с чистого листа, Олег Дедегкаев пришел к такому же выводу после экономического анализа положения дел за восемь месяцев года. Предприятие несет убытки, которые покрываются из городского бюджета лишь на 50 процентов. Долги накопились серьезные. Сегодня около 40 миллионов рублей не хватает на то, чтобы покрыть эксплуатационные расходы предприятия. О прибыльной работе не может быть и речи, завершить отчетный период «на ноль» – уже большой успех.

 – Во всем мире трамвай – убыточный вид транспорта, но во всем мире эти убытки покрываются муниципальными органами власти, поскольку там есть понимание того, что эксплуатационные расходы довольно высоки, – делится невеселыми размышлениями Олег Дедегкаев.

 – Я возглавляю предприятие с 4 апреля, и с тех пор никаких распоряжений власти на этот счет не видел. Почему – не знаю. На сегодняшний день не просматривается никаких серьезных источников погашения скопившихся долгов, ситуация очень сложная.

 Тем не менее, руководство МУП «ВладЭнергоТранс» не оставило без внимания обращения граждан, которых не устроило то, что с 1 ноября трамвай прекратил ходить от ОЗАТЭ до Водной станции. Специалисты предприятия провели мониторинг пассажиропотока в этом направлении, результаты которого выявили следующее. Да, в районе Водной станции проживают несколько тысяч человек, но у одних – личные автомобили, другие предпочитают пользоваться маршрутными такси. Тех же, кто идет на трамвайные остановки, очень немного. Чаще всего в вагоне 2–3 человека, или он вовсе пустой.

– Несмотря на это, маршрут продолжал бы работать при условии, что правительство республики окажет финансовую поддержку, – говорит Олег Магометович. – Во многих регионах России существует практика поддерживать социально значимые трамвайные маршруты, у нас же получается, что социальные вопросы решаются за счет профильного предприятия. Не могу согласиться с такой позицией.

 О том, что предприятие несет заведомо ожидаемые убытки, которые никто не покрывает, руководство неоднократно писало в правительство и другие инстанции. Ответа не последовало ниоткуда. Вроде бы нехитрая арифметика: чтобы предприятие сработало «на ноль» (о прибыли здесь и не мечтают), тариф за проезд на трамвае должен составлять … 21 рубль. Но разницу между этим и реальным на сегодняшний день тарифом в 10 рублей возмещать никто, похоже, не стремится. Предприятие, осуществляющее льготные пассажирские перевозки, тем не менее, стопроцентно платит за энергоносители. Справедливо или нет, но в последнее время начали поговаривать о возможном банкротстве предприятия. Непростая выходит, задачка…

 И все же конкретный вопрос: каков выход из создавшейся на 5-м и 9-м трамвайных маршрутах ситуации? Неужели и впрямь придется попрощаться с ними до самой весны?

 – Мы рассматриваем варианты, которые предлагают и наши специалисты, и жители города, – поясняет Олег Дедегкаев. – Возможно, вагоны будут пущены по маршрутам в определенные часы, когда пассажиропоток наибольший, – с 8 до 9 часов, с 13 до 14 и с 17 до 18 часов. Возможно, вагон будет ходить от ОЗАТЭ до Водной станции. Есть и другие варианты, все они будут рассмотрены и какое-то решение принято.

 А пока вагоны, ранее курсировавшие по маршрутам № № 5 и 9, задействованы на других трамвайных направлениях. И все же горожане надеются, что смогут по-прежнему пользоваться привычным транспортом, не дожидаясь весны.

Т.БАЙБАРОДОВА
«Северная Осетия», 9.11.2012