Статистика не врет: туризм в Северной Осетии – в глубокой яме
Занимаются не тем и не так. Республиканские органы исполнительной власти, призванные изменить катастрофическую ситуацию с притоком туристов в Северную Осетию-Аланию, оказались не способными к этому.
Происходит имитация бурной деятельности. Продуманные дела подменяются бравурными отчетами и рассказами, имеющими мало отношения к реальности.
Свежий Национальный рейтинг въездного туризма-2019 в регионах России в полной мере подтверждает плачевные выводы. РСО-Алания в нем находится на 84 месте из 85 субъектов Российской Федерации. В республике не наблюдается паломничества и с туристами вообще, не только с приезжающими из-за бугра.
Это, конечно, результат не одного сегодняшнего дня. Похороны туристической Осетии начались раньше. И на выходе были такие же конвульсивные прожекты типа организации за государственный счет заведомо неэффективной экскурсионной фирмы «Казбек-тур».
А теперь тратим немалые бюджетные деньги на неумелых, беспомощных чиновников и на сверхдорогие логотипы, не имея даже внятной, пошаговой программы развития туризма. Плюс продолжаются, словно в фантастическом фильме, заклинания по Мамисону, как будто весь туристический потенциал Осетии распространяется только на это ущелье и на виртуальные горнолыжные трассы (Карачаево-Черкесия с Домбаем, Тебердой и Архызом – в рейтинге рядом с нами).
Небольшой экскурс в историю туризма в республике показывает, что эпоха процветания была тогда, когда грамотно, с умом были задействованы разносторонние направления. Гостями нашего края были не только отдыхающие в санаториях и турбазах, но многочисленные экскурсионные группы, в том числе иностранные, которых, конечно, сначала надо было завлечь, а затем привлекательно преподносить им историко-культурные данные. Зато потом не было лучшего агитатора, чем довольный впечатлениями турист.
Чего-чего, а истории с личностями общероссийского и мирового масштаба у нас в одном только Владикавказе с избытком. Но сегодня требуются подходы, которые сочетали бы в себе опыт предшественников и современные способы информационно-рекламного воздействия.
Кадры, действительно, решают если не все, то очень многое. Потому что именно так могут родиться свежие идеи. Ясно одно: такого положения в туризме, в каком оказалась Северная Осетия сейчас, она явно не заслуживает.
Игорь ДЗАНТИЕВ
Национальный рейтинг въездного туризма-2019
1. Москва – 25,5
2. Санкт-Петербург – 25,2
3. Приморский край – 24,8
4. Московская область – 24
5. Краснодарский край – 23,5
6. Калининградская область – 23,4
7. Нижегородская область – 23,3
8. Республика Татарстан – 22,5
9. Новгородская область – 22,4
10. Свердловская область – 21,8
22. Ставропольский край – 18,1
67. Кабардино-Балкарская Республика – 7,1
80. Карачаево-Черкесская Республика – 3,9
81. Республика Ингушетия – 3,1
84. Республика Северная Осетия-Алания – 2,2
85. Республика Дагестан – 1,7