Почему на маршрутах не бывает автотранспорта?
Зима только наступила, но в редакцию «СО» уже обращаются с жалобами на работу общественного транспорта жители Владикавказа. Как сообщают наши читатели, в вечернее время на отдельных маршрутах почему-то не бывает автотранспорта. Водители на остановках не останавливаются, хотя видят пассажиров. В результате многие жители столицы Северной Осетии вынуждены пользоваться услугами частных такси, что отрицательно сказывается на семейном бюджете горожан. Сложившуюся ситуацию корреспондент «СО» попросил прокомментировать начальника Управления транспорта АМС Владикавказа Мурата ГАЗДАНОВА.
– Жалобы поступают и к нам. Разумеется, мы разбираемся по каждому звонку и стараемся оказывать помощь горожанам. В таких ситуациях, на мой взгляд, не стоит всегда ругать водителей маршруток. Есть объективные причины, которые негативно сказываются на работе городского пассажирского транспорта. Расходы владельцев маршрутов постоянно увеличиваются, дорожают запчасти, моторное топливо. В следствие этого водители несут убытки, и с этим нельзя не считаться. Установленный же тариф на проезд остается продолжительное время на одном уровне, хотя с учетом роста цен не может не меняться. Его надо повышать. Как расходы, так и доходы должны увеличиваться. Никто себе в убыток работать не будет.
Что касается перевозчиков, то все они имеют определенный график работы. Однако из-за отсутствия пассажиров, особенно в вечернее время, многие водители привлеченного транспорта в целях экономии горючего раньше обычного перестают курсировать по своим маршрутам. Им нет смысла, да и выгоды тоже, имея в салоне одного или в лучшем случае двух человек, гонять впустую по всему городу транспорт. У владельцев маршруток есть семьи, и их надо кормить. Ситуация будет и дальше усугубляться, если не изменится тариф. Водители работают для того, чтобы осуществлять перевозку людей и одновременно зарабатывать на жизнь. К сожалению, зимой пассажиропоток заметно уменьшается, что мы уже наблюдаем.
– Мурат Керимович, проблемы, озвученные вами, действительно, актуальны. Цены растут не только на горючее, но и на продукты и услуги, опережая наши доходы. Скажите, с учетом нынешней ситуации, на что рассчитывать пассажирам, которые зачастую по полчаса и более ждут нужного им транспорта?
– Скорее всего, в начале следующего года у нас пройдут конкурсные мероприятия. Со всеми перевозчиками будут заключены новые договоры, в документе пропишем не только права, но и обязанности. Таким образом, планируем улучшить транспортное обслуживание во Владикавказе. До девяти часов вечера общественный транспорт должен функционировать на маршрутах с большим пассажиропотоком. Жители и гости столицы нашей республики не будут испытывать трудности с проездом. Решением проблем мы занимаемся. В городе работают муниципальные автобусы, которые обслуживают бывшие троллейбусные маршруты. Как видно, мы их не закрыли, перевозим в основном пожилых людей. Ежедневно на линии выезжают 14 наших автобусов, хотя дизельное топливо продолжает дорожать. Разумеется, в городской казне каждая копейка на счету, но мы тогда смогли приобрести новый автотранспорт для перевозки наших пассажиров. Во Владикавказе за последние годы проводятся масштабные культурные и спортивные мероприятия с участием различных творческих коллективов и спортсменов из других российских регионов, и, как правило, гости наши всегда обслуживаются муниципальным транспортом.
– Можно ли сегодня утверждать, что с повышением стоимости проезда улучшится и обслуживание на общественном транспорте?
– Согласитесь, что многие маршрутки, которые заняты на перевозках пассажиров, выглядят не лучшим образом. На мой взгляд, у любого водителя есть огромное желание приобрести комфортабельный микроавтобус и работать в нормальных условиях, но для этого, к сожалению, у большинства из них нет необходимых средств. Возвращаясь к тарифам, скажу, что на территории Северо-Кавказского федерального округа на сегодняшний день у нас самый низкий тариф. За 12 рублей в столицах соседних республик давно уже не ездят. На республиканском уровне убыточные, или так называемые тупиковые маршруты финансируются за счет бюджета. Транспортному предприятию возмещаются определенные средства, когда пассажиропоток не обеспечивает прибыльную работу. Нашему гаражу, который обслуживает жителей населенных пунктов Балта, Попов хутор, Ларс, девятый маршрут, убытки никто не покрывает. Автобусы практически выезжают в эти села из-за двух-трех человек. Естественно, все затраты несет муниципальное автопредприятие. Могу сказать, что с повышением стоимости проезда изменится в лучшую сторону и обслуживание пассажиров. Сегодня только 4% перевозок во Владикавказе приходится на муниципальный транспорт, остальные маршруты заняты частниками. Многие из них работают также на убыточных направлениях, и никто им не компенсирует затраты.
Вопросы, связанные с проблемами общественного транспорта, сегодня беспокоят не только чиновников, но и представителей общественности. Как изменить ситуацию в лучшую сторону? На этот вопрос мы попросили ответить бывшего заместителя министра транспорта республики, а ныне заместителя председателя Совета ветеранов автотранспорта РСО–А Сослана МАМСУРОВА.
– Одними советами да разговорами проблемы с транспортом не решить. Нужны конкретные и действенные меры, которые позволят вывести отрасль из кризисной ситуации. На уровне городской администрации и даже Министерства промышленной и транспортной политики РСО–А, к сожалению, невозможно преодолеть проблемы, связанные с обновлением подвижного состава и пассажирских перевозок. Необходимо, чтобы в этот процесс вмешались на самом высоком уровне республиканской власти. Убытки, которые несут транспортники необходимо возмещать. Оставили без должной материальной поддержки государственные автопредприятия, и гаражи просто обанкротились. Из последних сил держатся сегодня ОАО «Автоколонна-1210», Октябрьское, Алагирское АТП. Остальные перестали работать. Наверное, кому-то было выгодно развалить их, а потом прибрать к рукам эти объекты. На междугородних и республиканских маршрутах используются до сих пор автобусы, приобретенные еще в то время, когда Комитет по транспорту РСО–А возглавлял ныне покойный Алан Борадзов.
Работу общественного транспорта просто надо упорядочить. Больших финансовых затрат, да и сил для этого не требуется. Рядом находится Кабардино-Балкария… Посмотрите, как в Нальчике осуществляются пассажирские перевозки. Люди там спокойно работают, все водители привлеченного транспорта подотчетны городской администрации. Почему-то в соседней республике не возникают такие проблемы, как у нас. Считаю, что когда личные интересы чиновников всех уровней превалируют над общественными, то получается хаос. К сожалению, мы это и наблюдаем в транспортной сфере. Проблемы надо решать, а не искать причины. В нашем случае они лежат на поверхности. Естественно, есть и конкретные должностные лица, которые довели АТП республики до развала. Однако эти люди сидят в теплых кабинетах. Что касается городского транспорта, то здесь положительные результаты видны, на улицах появились новые автобусы. Тарифы на проезд тоже надо повышать, но делать это в разумных размерах, с учетом доходов жителей республики.
М.ГАБАРАЕВ
«Северная Осетия», 10.12.2014
Справка сайта «Осетия-Квайса»
Тарифы на проезд в маршрутных такси в городах Северного Кавказа и Юга России
Ростов-на-Дону – 18 рублей
Краснодар – 18 рублей
Ставрополь – 16 рублей
Астрахань – 15 рублей
Грозный – 15 рублей
Махачкала – 14 рублей (в настоящее время продолжается конфликт между перевозчиками и властями, первые требуют увеличить стоимость проезда до 17 рублей)
Владикавказ – 12 рублей
Назрань – 10 рублей