Осетия Квайса



По чадящему выхлопу холостым выстрелом

// «КамАЗ» во дворах многоэтажек – явление все более частое во Владикавказе

Не правда ли, знакомая картина? Утром просыпаетесь от резкого запаха отработанных автомобильных выхлопов, думая, что что-то горит в квартире. Но все нормально. И вдруг осеняет – выглядываете на улицу и видите «КамАЗ» с работающим двигателем. Его прогревают перед отправлением в рейс. Но радости от того, что первоначальные опасения оказались напрасными, нет. Неприятный запах ее отбивает. Потом привыкаете, зная, откуда копоть и дым.

Сначала неудобно говорить соседу, чтобы убрал машину, может, в конце концов прекратится безобразие. Потом не выдерживаете и высказываете свои претензии.

– А куда я дену свой «КамАЗ»? – отвечает тот. – Он у меня рядом с моим домом. Частная собственность. И законов никаких не нарушаю.

Вот примерно по такому сценарию и происходит обычно соседство с владельцем большегруза. Но мы по просьбе читателей решили пойти дальше.

Попытка выяснить свои права в администрации местного самоуправления Владикавказа на сей счет мало что дает. Там ответили, что нигде не регламентируется – сколько и какие машины можно держать во дворе, у дома. Раньше такие вопросы не возникали, так как грузовой транспорт был государственным и находился строго в гаражах автопредприятий. А сейчас почти все частное. У многих горожан собственные грузовые автомашины, и они держат их рядом со своими домами, даже если те – «спальные» многоэтажки.

Когда-то существовал и запрет на въезд тяжелой техники в микрорайоны города, в его центр, в оживленные места. Сейчас же подобные «табу» сняты, и городская экология задыхается от смрада.

 Речь идет о грузовиках, и вообще об автомашинах, выхлопы которых по содержанию вредных веществ превышают все допустимые нормы. Их легко распознать по чадящему следу. Водители, едущие за ними, стараются быстрее их обогнать, чтобы не дышать отравленным воздухом. Распознать-то легко, а что дальше? Решили поинтересоваться в ГАИ по поводу наказаний за подобное безобразие. Там ответили, что эти функции с них сняты.

– А кому переданы?

В ответ офицер полиции пожал плечами, задумался: сначала Ростехнадзору, а потом – Росприроднадзору. А задумался не случайно. Назвать ведомство, которое бы привлекло владельца чадящего автомобиля к ответственности, оказалось делом непростым. Ситуация выглядит сложнее, чем казалась на первый взгляд.

– В республике нет лаборатории, которая бы проверяла качество бензина или дизтоплива на автозаправочных станциях, – говорит руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия-Алания Виталий Кокоев. – А именно плохое топливо зачастую становится причиной выброса в атмосферу большого количества вредных выхлопов. Например, в республике 210 тысяч автомашин, которые в год выбрасывают в атмосферу 150 тысяч тонн вредных выбросов. И решить эту проблему Росприроднадзор некомпетентен.

Не доходят руки до злостных нарушителей и у других структур, отвечающих за чистоту экологии и здоровье населения. Неслучайно за последние годы в республике не зафиксировано случаев их наказания. Нерадивых водителей – за то, что их транспорт слишком загрязняет окружающую среду, владельцев АЗС – за топливо сомнительного происхождения. Хотя нормативы разработаны, штрафы предусмотрены.

Правда, размеры этих самых штрафов в отношении, к примеру, водителей за эксплуатацию автомашин с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, которые прописаны в статье 8.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ, смехотворно малы – всего от 100 до 300 рублей.

Причем, если во время рабочей проверки будет установлено это самое превышение, то за это нельзя наказывать, так как при эксплуатации возможны отказы и нарушения регулировок разных систем автомобиля. И в этом случае можно лишь потребовать повторно пройти технический осмотр. Во-вторых, задержать нарушителя нет полномочий у Ростехнадзора или Росприроднадзора. Не в этом ли причина отсутствия контроля за чадящим транспортом?

Следует признать, что проблема не только в этом. Известно, что по мере износа мотора дыма и копоти становится больше. А стареньких грузовиков у нас и больших автобусов вроде «Икарусов», которые давно отслужили и 2, и 3 срока – сотни, если не тысячи. И привести их двигатели в нормальное состояние – практически нереально. Да и экономически не оправдано. Как здесь быть? Вопрос не праздный.

Можно бороться с подобной бедой и через проведение техосмотров. Но как они у нас порой проходят – это тема отдельного разговора.

Задаю вопрос тому же офицеру ГАИ, который в свое время занимался решением этой проблемы и имеет о ней весьма четкое представление: как повлияла на борьбу с чадящими двигателями передача полномочий от ГАИ другим ведомствам?

– Во-первых, мы проверяли исправность двигателей во время техосмотров, и это в какой-то мере дисциплинировало владельцев автотранспорта. Но после того, как техосмотр перешел в ведение частных структур, вы сами видите, что произошло. Те, кому переданы полномочия по контролю за выхлопами, не могут проверить тот же грузовик в процессе движения и даже просто запуска двигателя, когда наглядно видно, в каком состоянии мотор. Да и сам процесс принятия решения даже с привлечением к совместным действиям наших сотрудников слишком громоздкий и малоэффективный. Думаю, ключ решения проблемы лежит на законодательном уровне. Нужны воля и желание власть предержащих что-то изменить…

Есть еще один путь борьбы с вредными выбросами: улучшить качество горюче-смазочных материалов и довести его до европейского уровня. Но и здесь, несмотря на предпринимаемые попытки, дело продвигается крайне медленно. Внедрение стандартов ЕВРО-3 и ЕВРО-4 сталкивается с нехваткой специальной аппаратуры, подготовленных специалистов для проведения технического осмотра, не налажен должный контроль за качеством топлива на автозаправочных станциях…

И все же главная причина того, что наши автомобили непомерно загрязняют окружающую среду, наверное, в недооценке проблемы. Об этом говорят и мизерные штрафы, и отсутствие реальных контролеров, и то, что не ведется статистика наказаний за то, что мы дышим отравленным воздухом. О последствиях последнего не хочется лишний раз напоминать.

Но и в нынешней ситуации можно и нужно бороться за здоровье граждан. Например, разработав регламенты содержания большегрузных автомашин во Владикавказе и райцентрах. Введя ограничения на проезд такого рода транспорта в черте города, там, где он приносит большие хлопоты населению. Над этим стоит серьезно подумать. В общих интересах. Позаботившись и о самих себе, и о тех, кто будет жить после нас.

Н.КОЗЫРЕВ
«Северная Осетия», 09.10.2013

Фото – «Осетия-Квайса»