Начинать следует с дорогих ресторанов, развлекательных центров, VIP-магазинов, фешенебельных клубов, спиртзаводов…
// Власть Северной Осетии применяет антисоциальные меры исполнения социально направленного бюджета
На протяжении долгих лет до общественности республики с систематической регулярностью доводится информация о том, что бюджет республики имеет сугубо социальную направленность. Создается впечатление, что в республике только тем и занимаются, что постоянно увеличивают объем мероприятий, направленных на улучшение социального климата в обществе.
К социальным направлениям бюджета относятся все расходы на здравоохранение, образование, культуру, науку, социальную защиту, физическую культуру, спорт и молодежную политику. К экономическим направлениям относятся расходы на сельское хозяйство, промышленность, ЖКХ, строительство, энергетику, меры поддержки малого и среднего бизнеса и т. д. Так как объем последних ничтожно мал по сравнению с защищенными государством, то есть обязательными, расходами по всему блоку отраслей социальной сферы, подобная структура республиканского бюджета и бюджетов муниципальных районов исключает возможность какой-либо другой, кроме как социально направленной, характеристики. Иными словами, бюджет республики это не бюджет экономического развития, а бюджет содержания учреждений социальной сферы.
Анализ расходов по всем отраслям социального блока свидетельствует о том, что львиную долю всех расходов в данном секторе составляет заработная плата работников бюджетной сферы.
Cоциальной направленности бюджета республики можно придать более точную характеристику: фонд оплаты труда работников бюджетной сферы. Естественно, что, не развивая на протяжении долгих лет экономический сектор, республика была обречена столкнуться со сложностями финансового обеспечения по выплатам заработной платы.
Ощутив указанные сложности уже в 2014 году, Правительство республики было вынужденно принимать следующие меры по сокращению расходов на социальные нужды:
— сокращение работников учреждений здравоохранения, образования, культуры, или так называемая оптимизация, которая на практике почему-то затрагивает в основном младший персонал и никак не сказывается на руководящих должностях;
— выведение из расчета размера средней заработной платы по региону целого ряда наиболее высокооплачиваемых профессий, таких как военные, работники служб безопасности и государственные служащие, что повлекло за собой сокращение ее размера. При этом именно от этого значения напрямую зависит и размер оплата труда в бюджетной сфере;
— отмена сельской надбавки, которая привела к снижению объема фонда оплаты труда некоторых учреждений бюджетной сферы.
Кроме манипуляций, ведущих вопреки требованиям майских указов Президента РФ к снижению заработной платы в бюджетной сфере, руководством республики принимаются и другие меры — например, выведение из состава расходов республиканского бюджета статьи, предусматривающей софинансирование муниципалитетов по обеспечению бесплатным питанием учащихся начальных классов. Уже вступили или вступают в действие такие меры, как установление дополнительных критериев нуждаемости по целому ряду социальных выплат, приостановка действия закона о республиканском материнском капитале и т. д.
Особую тревогу вызывает бюджет здравоохранения республики, сформированный таким образом, что затраты на медикаментозное обеспечение не покрывают даже потребности для оказания неотложной медицинской помощи. В подавляющем большинстве больниц лекарств и расходных материалов просто нет. И они не появятся до конца года.
Подобные способы экономии носят явно антисоциальный характер. При этом даже не рассматриваются другие весьма актуальные меры оптимизации бюджетных расходов, такие как:
— сокращение количества государственных и муниципальных служащих;
— сокращение представительских расходов, а именно уменьшение числа командировок государственных служащих;
— пересмотр плана государственных закупок для нужд содержания государственного и муниципальных аппаратов.
Именно такой курс на сокращение бюджетных расходов взят почти всеми регионами РФ. Но в нашем случае это почему-то не работает.
Ну и, конечно, нельзя не отметить подход, который выбрало руководство республики, чтобы увеличить налоговые доходы бюджета республики путем выведения из тени неоформленных по трудовому законодательству работников. Как всегда, активно принялись за самые малообеспеченные слои населения, а именно за торговых работников базаров и рынков. Даже нет сомнений, что следующими будут таксисты, водители маршруток и торговцы коммерческих киосков.
Господа! Вы не с того начали! Начните лучше с дорогих ресторанов, развлекательных центров, VIP-магазинов, фешенебельных клубов, салонов, спиртзаводов и т. д. Может быть, вам мешает конфликт интересов и вы намеренно закрываете глаза на преуспевающий бизнес наиболее обеспеченных представителей нашей республики? Или, например, по части оптимизации расходов почему бы не начать с себя? Сократите сначала государственный аппарат и уже потом с чистой совестью сокращайте санитарок и технических работников. Розовые тона, в которые окрашивалась вся официальная информация, характеризующая деятельность органов республиканской власти, больше не в моде. Население нашей республики уже научилось отличать черное от белого. Оно даже умеет различать вклад в социально-экономическое развитие республики, которое происходит благодаря решениям, принятым на федеральном уровне, от попыток приписать эти достижения республиканским органам власти и уже никогда не спутает меры социальной направленности с действиями, носящими явно антисоциальный характер.
Информационно-аналитический центр Северо-Осетинского отделения партии «Патриоты России»
«Пульс Осетии», 17.02.2015