Как остановить беспредел на дорогах?
Только вдумайтесь в эти цифры! По статистике, в Северной Осетии фиксируется до ста нарушений Правил дорожного движения в час. Почти четыреста тысяч нарушений в год. За 10 месяцев и неполный ноябрь нынешнего года произошло 653 ДТП, в которых погибли 129 человек. Ежегодно ранения в автокатастрофах получают 800 человек трудоспособного возраста, многие из них остаются навсегда инвалидами.
Эти и другие страшные (чем не сводки боевых действий?!) цифры приводились в минувший четверг на заседании парламента в рамках «правительственного часа». С анализом состояния безопасности дорожного движения в республике перед депутатским корпусом выступил заместитель председателя Правительства РСО–А Виталий Зангионов.
Среди факторов, которые влияют на ситуацию в сфере дорожной безопасности, а она, к сожалению, становится с каждым годом все острее, он назвал увеличение количества транспортных средств (за последние пять лет в республике зарегистрировано 55 тысяч единиц авто); несоответствие транспортной инфраструктуры требованиям дорожной безопасности; низкую дисциплину водителей и пешеходов, внутреннюю агрессию участников дорожного движения; отсутствие должного контроля за техническим состоянием автотранспорта и физическим состоянием управляющих транспортными средствами.
Оставляет желать лучшего, по мнению зампреда правительства, и подготовка сотрудников УГИБДД, основной состав которого за последние несколько лет обновился, пришли молодые ребята, которые хотят работать, но пока еще не имеют достаточного опыта.
Отметил В.Зангионов и некоторые подвижки, связанные с внедрением автоматизированных систем фиксации нарушений Правил дорожного движения. Внедрение АСПДД позволило в пять раз повысить выявляемость нарушений Правил дорожного движения. Чем она выше, тем больше штрафов, а следовательно, и больше поступает средств в бюджет. Так, за 2013 год нарушители ПДД заплатили 120 миллионов рублей. Но это, конечно, не главный показатель. Главное то, что в 2013 году по сравнению с предыдущим смертность в ДТП снизилась на 25 человек, а за 10 месяцев 2014-го – на 21 процент по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Хотя, как мы видим, статистика по-прежнему неутешительна.
«А что могут сделать на дорогах молодые инспекторы ГИБДД, о которых вы говорили, если правила движения чаще всего нарушают «крутые» водители на дорогих иномарках и не только они, но теперь и их жены и дочери, которых всегда «отмажут» по чьему-то звонку? Известно ведь, инспекторы обычно штрафуют не их, а владельцев «Жигулей» и других подержанных авто», – задал вопрос один из депутатов. На что В. Зангионов ответил:
Прирост автомобильного парка республики в 2014 году по отношению к 2013 году составил 17,4 тыс. единиц транспорта. Если в 2005 году на 1 тыс. жителей Северной Осетии приходилось 222 автомобиля, в 2009 году этот показатель составил 277, в 2014 году – 354, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60–100 автомобилей на 1 тыс. жителей.
– Да, бывают порой такие звонки и мне, и Хасану Бекузарову, начальнику УГИБДД республики, когда просят не казнить, а миловать, но мы стараемся такие факты придавать гласности в СМИ. Однако, как понять тех, кому, так скажем, собственная жизнь неинтересна, кто устраивает гонки на красный свет светофора со скоростью 140-150 километров в час?! Они меньше всего думают о Бекузарове, о том, какое страшное горе могут принести своей семье! Никакая ГИБДД не справится, если дома, в семье, в обществе мы не сумеем внушить должного отношения к автомобилю как к потенциально опасному средству и соответствующего обращения с ним.
Говорили депутаты и об ухудшении качества оформления протоколов нарушения ПДД, которыми сегодня завалены все суды, и о необходимости установки светофоров на наиболее опасных участках дорог, в частности на ул. Леваневского, в районе спортшколы «Юность», в пос. Южном, об освещенности внутриреспубликанских дорог и других. А вот депутат М.Гусов поблагодарил вице-премьера за то, что просьба избирателей Ардонского района удовлетворена и теперь перекресток дороги «Владикавказ – Алагир» на въезде в села Нарт и Кадгарон перестал быть опасным, каким являлся еще недавно, где случилась не одна дорожная трагедия. Но разве «разруливать» такие проблемные участки надо после того как произойдет еще не одна автокатастрофа?
Безопасность дорожного движения и организация пассажирских перевозок – взаимосвязанные между собой вопросы. «Сегодня уровень дорожной сети в населенных пунктах республики отстает от роста количества транспортных средств», – отметил содокладчик – председатель профильного комитета парламента Сослан Андиев. – Во многих субъектах РФ при выборе пассажирского подвижного состава уже давно ориентируются на городские автобусы большого класса, что позволяет значительно сократить количество маршруток-ГАЗелей, большая часть которых эксплуатируется свыше 10 лет (730 единиц из 1130), и разгрузить дороги. Поэтому для нас особую актуальность приобретает оптимизация автобусных маршрутов и правильная организация дорожного движения».
От технического состояния, внутреннего и внешнего вида автобуса, отношения водителя напрямую зависят психологическое состояние, здоровье и жизнь пассажиров, отметил содокладчик. При том, что лицензии на проведение предрейсовых проверок и медицинского осмотра водителей транспортных средств имеют 22 организации республики, проводятся они нерегулярно, а с путевым листом водитель может ездить целый месяц. Поэтому на заседании звучали предложения о том, чтобы были созданы стационарные пункты на конечных остановках маршрутов, где бы осуществлялся ежедневный медицинский контроль за состоянием здоровья водителей.
На сегодняшний день введено в эксплуатацию всего 18 мобильных комплексов фотовидеофиксации и два МКФ «ДОЗОР-М», 14 дислокаций стационарных рубежей. До конца 2014 года количество стационарных постов фотовидеофиксации планируется увеличить до 40 единиц, в 2015 году – до 70.
Напомнил С.Андиев и о том, что еще в 2012 году постановлением главы АМС г. Владикавказа был утвержден проект оптимизации городской маршрутной сети. Однако решение этого вопроса затянулось. Причина, как всегда, в отсутствии средств. Но, видимо, не только в этом. Наиболее эффективным методом преодоления кризисной ситуации, по мнению парламентария, является допуск перевозчиков к пассажирским перевозкам на основе открытых конкурсов.
Вопросы, поднимавшиеся на парламентском часе, обсуждаются в парламенте не первый раз, но остроты своей они по-прежнему не теряют. Очевидно, необходимы более конкретные шаги, а может, и кардинальные меры в наведении порядка в «управляемом хаосе», как выразился первый заместитель председателя парламента республики Станислав Кесаев. Во всяком случае, вся нормативно-правовая база для этого имеется, считает он. Необходима воля, чтобы расчистить «авгиевы конюшни». Вот только кто возьмет на себя роль Геракла? Воистину это настоящий подвиг – не допустить транспортного коллапса, который со всей очевидностью наступает на наших дорогах.
В.ЗЫГИНА
«Северная Осетия», 01.12.2014