Как это часто не совпадает…
// Наличие диплома не означает наличия профессиональных навыков и гарантии привлекательной работы
Проблема занятости и безработицы на протяжении последних нескольких десятилетий остается одной из наиболее острых в нашем социуме. И это вполне понятно. Ведь каждый человек ищет применения своим силам, знаниям и умениям, мечтает о востребованности и реализации. А иначе он не может состояться как личность.
Однако желания и устремления, увы, далеко не всегда совпадают с реальными возможностями. И наше североосетинское общество в этом смысле отнюдь не исключение. Скорее, наоборот.
В данном случае вряд ли может послужить утешением тот факт, что практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы, что проблема безработицы тотальная, а не региональная, что не только у нас, в Северной Осетии, но и на всем российском рынке труда молодежь в возрасте 14–29 лет стала самой многочисленной группой среди официально зарегистрированных безработных.
У нас же эта, казалось бы, тотальная проблема усугубляется еще и тем, что экономика в республике не развивается, рабочие места не открываются, армия безработных пополняется. В основном это молодые люди, получившие за время учебы определенные теоретические знания по избранной профессии, но не имеющие практических навыков и опыта работы. Поэтому многие из них не могут выдержать конкуренции на рынке труда.
Ни для кого не секрет, что кадровые службы предприятий отдают предпочтение квалифицированным работникам, которые имеют профессиональный опыт. Это снижает возможность трудоустройства молодежи, находящейся в самом начале трудового пути, и поэтому значительная часть молодых людей остается в рядах безработных.
Процесс этот может затянуться на долгие годы. И связан он бывает, как правило, не только с малой вероятностью трудоустроиться по профессии, но и с невостребованностью на рынке труда той самой профессии, которую выбрал в свое время сегодняшний соискатель. Естественно, возникает вопрос: «Что делать?» Как вариант: можно попытаться найти работу не по специальности. С одной стороны, вроде бы и не дело, коли станет сапоги тачать пирожник, а пирожки печь, соответственно, сапожник. А с другой — сегодня у действительно желающих найти работу есть возможность пройти разнообразные курсы переквалификации. И, возможно, это даст шанс найти работу, возможно, даже работу по душе.
Но и здесь опять-таки возникают свои противоречия, которые можно назвать противоречиями несовпадения. Чаяния соискателей далеко не всегда совпадают с требованиями работодателей, у которых свои критерии подбора кадров.
Есть еще кадровые агентства как третья сторона, сторона-посредник, видящая все возникающие противоречия со стороны, то есть более или менее объективно. И в этом разрезе мнение представителей кадровых агентств может оказаться важным для тех, кто прислушивается к здравым советам. Это касается в равной степени и соискателей, и работодателей.
Что они, кстати, ищут, чего ожидают, в том числе и друг от друга? Давайте попытаемся в этом разобраться.
Андрей МАСЛОВ, соискатель:
— У меня юридическое образование. Опыта работы пока нет. Работать хочу только по профессии. Да, хочу получать достойную зарплату сразу. В нашей республике, где, я знаю, «перепроизводство» юристов, без связей или денег найти себе работу по специальности просто невозможно. Да еще для человека, не имеющего опыта работы… Поэтому не вижу здесь для себя никакой перспективы. Я решил попытать счастье в Питере, где, на мой взгляд, гораздо больше возможностей.
Елена ДЖИОЕВА, соискатель:
— По образованию я экономист. Стаж работы (не по профессии) — шесть лет. Зная, что экономистов в нашей республике пруд пруди, за эти годы я освоила более востребованные профессии. Могу заниматься изготовлением рекламы, полиграфическим дизайном, делопроизводством. На достигнутом останавливаться не собираюсь. Хочу освоить профессию бухгалтера по программе «1С: Бухгалтерия», поскольку эта профессия востребована. Нахожу для себя работу в том числе и через Интернет. В нашем регионе крайне низкая заработная плата. Поэтому заработать крупную сумму денег, не выезжая за пределы республики, можно только так. Когда берешь заказы в больших городах, то и оплата бывает соответствующей их уровню заработной платы.
Ян КОЗЫРЕВ, директор Республиканского государственного казенного учреждения
«Республиканский Дом дружбы и национально-культурных связей»:
— Для сотрудников у нас разработаны должностные инструкции, в которых отражена вся специфика работы. С одной стороны, мы проводим национальную политику. С другой — проводим ее через культуру. То есть наши специалисты должны владеть формами и методами организации работы с населением и общественными организациями, должны видеть стратегию и перспективу развития своего дела, должны быть политически подкованными, должны быть хорошими управленцами. Таковы требования. Поэтому при приеме на работу я всегда обращаю внимание на то, насколько развиты у соискателя базовые управленческие качества. Отдаю предпочтение педагогам, имеющим большой стаж. Это люди, которые привыкли на каждом уроке ставить цели и задачи, что должны делать и наши специалисты. Круг их обязанностей широк: написать методическую разработку — для оказания методической помощи национально-культурным образованиям, сценарий какого-то мероприятия, план работы — на целый год, на неделю. Специалисты Дома дружбы должны уметь аналитически мыслить, знать Трудовой кодекс, Конституцию, нормативные документы, касающиеся национальной политики, заниматься самообразованием, которое помогает в работе, знать национальную психологию, отличаться профессиональной этикой.
Елена ВАСИЛИАДИ, частный предприниматель, хозяйка парикмахерской «Елена»:
— Какие требования к сотрудникам? Важно, чтобы человек хорошо знал свою работу, культурно обращался с клиентами, был внимательным, невысокомерным, порядочным. Недавно я взяла на работу женщину, которую сама много лет обслуживала как клиентку. Она оказалась парикмахером. Девять лет стажа. И вот теперь это моя новая сотрудница, отвечающая всем тем требованиям, о которых я сказала. Кстати, клиентов наживать тяжело. Для этого нужно быть внимательным, вежливым и, конечно, профессионалом своего дела. Но навыки — они приобретаются, хороший мастер каждый год чему-то учится. А вот этика и человеческие качества дорогого стоят.
Виктор ХАКИЕВ, директор «Торгового дома ИИП Хакиев»:
— Мы занимаемся распространением качественной молочной продукции в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. У «молочки», как вы понимаете, своя специфика — сроки. Здесь, в Осетии, я столкнулся с такой проблемой, как необязательность, безответственность, неоперативность некоторых сотрудников. Например, водители постоянно опаздывали, могли исчезнуть без предупреждения, вообще не выйти на работу. В Нальчике с этим полегче.
Или менеджеры по продажам, у которых, кстати, высокая зарплата, тоже не отличаются ни ответственностью, ни трудолюбием, ни оперативностью. Лишь в конце месяца, когда приходит пора отчитываться, начинают спохватываться. Удивляет меня и то, что у них нет стимула к работе. А будь он, могли бы зарабатывать еще больше.
Зарема ДЗИЛИХОВА, директор кадрового агентства «Экспресс-Консалс»:
— Если мы говорим о соискателях, то есть о людях, которые хотят трудоустроиться, то здесь сразу вырисовываются такие проблемы. Первая: у выпускников учебных заведений завышенные требования. Молодежь у нас не хочет начинать с азов. Ведь это большая нагрузка. Однако вчерашние студенты, дабы заработать определенную практическую базу, должны быть готовы начинать именно с азов, чтобы в дальнейшем они могли получать то, что хотят получить. Ведь не каждый может себе позволить на каком-то жизненном этапе полностью переквалифицироваться, приобрести востребованную профессию.
Вторая проблема: у тех, кто начинает с азов, низкая заработная плата, потому что человек еще не профессионал, он выполняет какую-то небольшую функцию в целом рабочем процессе.
И третье: какая-то, я бы сказала, несознательность, погоня за красивой жизнью, когда хочется ничего не делать, а получать, получать и получать. Это навязанный стереотип красивой жизни, который остается на страницах глянцевых журналов. Реальная жизнь диктует совсем другое.
Это то, что касается соискателя…
Теперь то, что касается работодателя. Первое: необходимо понимать, что персонал — это основная составляющая бизнеса. Поэтому желательно, чтобы человек, который пытается организовать свой бизнес, знал, что деньги нужны не только для первоначального капитала. А дальше, мол, все само по себе будет работать. Нет, не будет. Работодатели, как правило, забывают, что прибыль как раз-таки и приносит кадровый состав. Важно, насколько он подготовлен.
Второе: при подборе персонала не должно быть дискриминации по возрастному принципу. Невозможно совместить в сотруднике молодость, опыт, сознательность, ответственность. Потому что молодежь растет сейчас совершенно в другой атмосфере, она не приучена работать. А вот наиболее трудоспособный возраст как раз таки после тридцати пяти. Это люди старой закалки, приученные к трудовому режиму, дисциплине, ответственности. Поэтому хочу обратить внимание работодателя, что это законом запрещено скидывать заявку в кадровое агентство с ограничением по возрасту. Пусть для начала почитают Трудовой кодекс.
Третье: важен цивилизованный стиль общения, когда не работодатель занимается подбором персонала, а кадровое агентство, которое может квалифицированно подобрать кадры. Кадровое агентство, кстати, выполняет абсолютно полный спектр кадровых услуг. И работодатель должен понимать, что за эти услуги надо платить. Экономить на этой услуге — чистой воды невежество и неуважение к тем людям, которые профессионально этим занимаются.
Итак, из всего вышесказанного напрашиваются определенные выводы. Очевидно, что чаяния соискателей и работодателей далеко не всегда, а то и вовсе не совпадают. Молодые специалисты хотят все и сразу: работу по специальности, высокую зарплату. Ради этого они готовы поменять место жительства, что зачастую и делают. И упрекать их в этом, особенно в условиях, которые сложились в нашей республике, мягко говоря, неразумно. Правда, есть и такие, кто готов учиться, совершенствоваться, развиваться, осваивать новые профессии, но возможностей здесь, у нас, и для них отнюдь не много.
У руководства государственных учреждений свои, особые требования к подбору персонала, расписанные, как правило, в должностных инструкциях. И этим требованиям необходимо соответствовать. Не последнее место среди них занимают стремление и готовность к самообразованию, развитию, без которых, считают руководители госучреждений, невозможно состояться в профессии.
Частные предприниматели, особенно работающие в сфере услуг, сталкиваются с трудностями несколько иного порядка. Для них важно, чтобы нанимаемый работник обладал такими качествами, как трудолюбие, обязательность, ответственность, порядочность, пунктуальность, оперативность и, конечно же, вежливость, высокая культура общения с клиентами, не говоря уже о профессионализме.
Представителям кадровых агентств, как уже было замечено, со стороны все как будто виднее. Но и они тоже, с одной стороны, отмечают завышенные требования молодых специалистов — вчерашних выпускников вузов, которые не хотят начинать с азов, дабы освоить «от» и «до» выбранную профессию. С другой — у представителей кадровых агентств имеются свои нарекания и к работодателям, которые не относятся с должной долей ответственности к подбору кадров, не доверяют это важное занятие профессионалам, будто позабыв старую истину, что кадры решают все. И финансовый успех того или иного бизнеса напрямую зависит от грамотного их подбора.
Так что и соискатели, и работодатели, всерьез задумывающиеся о перспективах своего дальнейшего развития, должны, как минимум, провести работу над ошибками, Если они, конечно, хотят успеха, верят в него, стремятся к нему.
Ольга РЕЗНИК
«Пульс Осетии», 18.02.2014