Осетия Квайса



Таможня дает «добро» не всем

Совсем недавно приказом руководителя Федеральной таможенной службы на должность начальника Северо-Осетинской таможни был назначен полковник таможенной службы Сергей Вячеславович Троцко. Какие перемены нужны сегодня в таможенной системе для создания комфортных условий для внешнеторгового сотрудничества, что сегодня видится новому руководителю в числе первостепенных задач, какие проблемы остаются нерешенными? – об этом в беседе корреспондента «СО» с С.Троцко.

– Когда на ту или иную должность приходит новый человек, он все оценивает новым взглядом. Сергей Вячеславович, вы можете уже определить сильные и слабые стороны Северо-Осетинской таможни?

– Могу сказать, что по служебной деятельности я в Осетии бывал и раньше, проблематика мне известна. Поэтому в числе актуальных мог бы выделить те ситуации, которые у нас возникали на пунктах пропуска: и по скорости оформления грузов и физических лиц, и по качеству документооборота. Но с введением современной аппаратуры эти перегибы практически сведены к нулю. Потенциал у коллектива таможни есть, опыт накоплен большой, так что предстоит интересная дальнейшая работа по совершенствованию службы. Дело в том, что в зоне действия таможни поток товаров и пассажиров постоянно растет, а число сотрудников на постах остается прежним. Поэтому необходимо искать внутренние резервы, чтобы справляться с задачами, которые ставит перед нами нынешняя реальность.

– Известно, что в последнее время, действительно, на пунктах пропуска прошла техническая революция: это и внедрение электронных систем досмотра, запуск логистического комплекса и так далее. Но мы видим, что по сей день проблема задержек и заторов на постах полностью не устранена. Что, на ваш взгляд, еще нужно предпринять для ее решения?

– На пунктах пропуска не все зависит от таможни. Там находятся и другие службы, осуществляющие контрольные функции. С сопредельной стороны соответствующие структуры тоже регламентируют пропускной режим. Скажем, основная проблема на «Верхнем Ларсе» – это фиксированный график работы: с 6 до 22 часов. Конечно, перевод его на круглосуточный режим позволит устранить массу вопросов, и в этом направлении уже ведется планомерная работа. Сегодня на посту пропуска численность физических лиц, пересекающих границу на личном транспорте, чуть ли не втрое превышает плановую. Могу сказать, что между Российской Федерацией и Грузией уже достигнута договоренность, и с 1 июня 2013 года пункт пропуска «Верхний Ларс» на летне-осенний период переводится на круглосуточный режим работы. Безусловно, этот шаг и станет хорошим подспорьем в повышении качества и быстроты обслуживания людей на границе.

– Еще одна злободневная проблема – необустроенность придорожной территории у пунктов пропуска. Они ведь находятся в горной местности, и зачастую движение там, особенно зимой, перекрывается из-за погодных факторов. И в таких случаях люди бывают лишены элементарных бытовых условий. Каким вам видится решение этого вопроса?

– На ближайшем консультативном совете, в котором примут участие представители республиканского правительства, Торгово-промышленной палаты, мы детально обсудим этот вопрос. Он решаемый, просто необходимо проявить совместную волю и выработать приемлемый вариант.

– Думаю, уже можно предположить, что в ближайшей перспективе уровень товаропотоков будет только расти. А это обстоятельство диктует необходимость принятия стратегических решений…

– Мы направили в Федеральную таможенную службу свои предложения, они уже рассматриваются. Основное из них заключается в увеличении штатной численности поста «Верхний Ларс». В Интернете уже есть информация о том, что порядка десяти предприятий Грузии обратились за получением необходимых разрешительных документов, подтверждающих соответствие их продукции нашим ГОСТам. Они уже на старте. И нам надо быть к этому готовыми.

– А как обстоят дела на «Нижнем Зарамаге»? Удалось ли уже установить крепкие рабочие контакты с югоосетинскими коллегами?

– Здесь пока имеются определенные нестыковки. К примеру, граждане Южной Осетии перемещают мелкооптовые партии товаров, которые там распространяют по магазинам и другим торговым точкам. Есть уже сегмент участников внешнеэкономической деятельности, который работает в соответствии с действующим законодательством. Но наряду с этим сформировалась категория перевозчиков, которая под видом товаров для личного пользования ввозит коммерческие партии грузов.

Недавно состоялась встреча руководства Северо-Кавказского таможенного управления, Северо-Осетинской таможни и Государственного таможенного комитета Южной Осетии, в ходе которой все эти вопросы были обсуждены, выработан алгоритм совместных действий, чтобы, с одной стороны, научить граждан правильно декларировать перевозимые грузы, а с другой – таможенникам обеспечить правильное администрирование этого процесса. Для того, чтобы внедрить это в практику, мы провели уже пять рабочих встреч с таможенными представителями, которые смогут оказывать свои услуги для того, чтобы простые граждане, перевозящие те или иные виды товаров, не испытывали затруднений при декларировании и избавить их от всякого желания договориться с таможенником посредством денежных купюр. Такой вариант уже недопустим!

– Не могу не задать вам и такой вопрос. К сожалению, ситуация на дорогах республики остается очень сложной: растет количество ДТП, число выявляемых нарушителей Правил дорожного движения. Госавтоинспекторы констатируют, что этот рост во многом обусловлен водителями автомобилей с регистрационными знаками РЮО. И к ним, якобы, невозможно применять нормы российского законодательства. Это, действительно, так?

– Мы этой проблемой вплотную занимаемся. В качестве примера приведу вам одну цифру, полученную в результате проведенного всего лишь одного рейда: около 50 автомобилей, зарегистрированных в РЮО, были отправлены на штрафстоянку.

Давайте вникнем в суть вопроса. В Южной Осетии ставки пошлин на порядок меньше, чем в Таможенном союзе. Естественно, это привлекает не совсем добропорядочных граждан. Какова же схема их действий? Машина ввозится в Южную Осетию, там растамаживается. Как правило, за определенное вознаграждение, автомобиль ставится на учет на имя гражданина РЮО. Потом он выписывает доверенность на реального владельца. Далее они пересекают границу, заполняют пассажирскую таможенную декларацию, оформляют временный ввоз. Надо учитывать то, что практически все граждане РЮО имеют российские паспорта. Для таможенных целей используется тот паспорт, по которому физическое лицо де-юре пересекало границу. Данные лица освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов в связи с временным ввозом транспортного средства. Оно может ввозиться на период пребывания в РФ, но не более чем на 1 год. Первоначально срок временного ввоза устанавливается не менее 3-х месяцев, потому что без регистрации на территории РФ можно находиться в течение этого срока. Естественно, чтобы продлить срок временного ввоза, нужно зарегистрироваться, то есть, подтвердить свое пребывание. Но, как правило, эти машины передаются жителям Северной Осетии. То есть передается право пользования. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, передача права пользования сопряжена с декларированием и с уплатой таможенных платежей, причитающихся на день ввоза этого транспортного средства. Можно представить, какие это суммы, ведь в основном ввозятся дорогие иномарки. Чем больше объем двигателя и чем старше машина, тем больше уровень платежей. Максимальная сумма может переваливать и за миллион рублей. Неуплата платежа в сумме, превышающей миллион рублей, уже влечет уголовную ответственность. Так что ущерб государству наносится колоссальный. Передача права управления транспортным средством со временным ввозом другому лицу – незаконна!

С другой стороны, если водитель за рулем такого автомобиля нарушил правила дорожного движения, у Госавтоинспекции нет действенных рычагов взыскать с него положенный штраф.

Так что с этим явлением мы совместно со службой судебных приставов и ГИБДД начинаем непримиримую борьбу, вплоть до обращения задержанных транспортных средств в государственную собственность в том случае, если его владелец не заплатит таможенные платежи!

Беседовал З.ТИМЧЕНКО
«Северная Осетия», 4.06.2013