Там, где Бровцев и Панов, там подряды без оков
Алексей ВЕСТНИК,
эксперт фонда «Кавказ в современной политике»
Завершающаяся неделя ознаменовалась в Южной Осетии рядом весьма примечательных событий. Одно из направлений связано с премьер-министром республики Вадимом Бровцевым. Ему сейчас приходится особенно нелегко. Хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. С нынешнего года процесс восстановления Цхинвала и других населенных пунктов Южной Осетии будет осуществляться новой структурой – специально созданным и подведомственным Министерству регионального развития России ФГУ «Южная дирекция реализации программ и проектов». Таким образом, госкомитет по восстановлению Южной Осетии, который возглавлял ставленник Э.Кокойты – Зураб Кабисов, оттеснен от главных денежных потоков.
Между тем, все больше предъявляет свои права весна – большая строительная пора. Однако в Южной Осетии замах на строительные работы, теперь, видимо, могут позволить себе не все. На юго-осетинском фронте весенние строительные подряды связаны исключительно с родиной премьер-министра В.Бровцева – Уралом, о чем очень доходчиво написали всегда информированные «Ведомости» («Война и тендер» от 8 апреля 2010 г.). Российское издание сообщило о первых тендерах, проведенных в соответствии с новой схемой и привела объяснения, которые дал ей замминистра регионального развития РФ Роман Панов, руководящий межведомственной комиссией по восстановлению республики.
«Оно (ФГУ «Южная дирекция реализации программ и проектов») будет заказчиком при проведении конкурсов (раньше эти функции выполнял южноосетинский госкомитет по восстановлению республики). Панов рассчитывает, что публичная процедура выбора подрядной организации позволит снизить стоимость работ», – пишет газета.
И тут же приводит конкретный результат: победителями первых тендеров на строительство оказались исключительно челябинские компании, причем, связанные между собой. В одном случае тендер проводился на безальтернативной основе.
Естественно, такая «состязательность» не привела к достижению главной цели предпринятых новаций – к снижению стоимости строительных работ. А ведь именно это первоначально декларировалось уральскими опекунами Южной Осетии.
«Челябинск уже сыграл большую роль в восстановлении Южной Осетии: оттуда приехали куратор республики в Минрегионе Панов, занявший летом пост премьера республики Вадим Бровцев и руководитель Южной дирекции Сергей Агеев. Сотрудник Южной дирекции Виталий Сурков, указанный как контактное лицо в информационных картах обоих аукционов, отказался от комментариев», – недвусмысленно информируют «Ведомости».
Публикация «Война и тендер» вызвала заинтересованную реакцию на Урале. В частности, сайт Chel.ru отреагировал весьма любопытной статьей под показательным названием «Колесников завоевывает Кавказ». Из этой публикации можно почерпнуть немало интересной информации. Например, такой:
«В начале апреля 2010 прошли первые тендеры на восстановительные работы в Южной Осетии. Заказчиком конкурсов стало ФГУ «Южная дирекция реализации программ и проектов». Как стало известно Chel.ru, заместитель директора учреждения – Павел Бегеба, челябинец, экс-руководитель инвестиционной группы «Пионер», входящей в холдинг Олега Колесникова «Платина».
Итак, мы видим, что не только руководитель новой дирекции – челябинец, но и его заместитель. Не удивительно, что и тендеры на строительные подряды в Южной Осетии, которые почему-то особо не рекламировались даже в Северной Осетии, не говоря уже о Северном Кавказе, выиграли уральские фирмы. А, может быть, и фирма. И снова цитата из сайта Chel.ru:
«В результате контракт на строительство водовода между селом Эдис и Цхинвали за 385 миллионов рублей получила челябинская компания ООО «Вектор». Она предложила сумму на два миллиона меньше, чем ее единственный конкурент – ООО «Энергостроительная компания», которая также входит в холдинг челябинского предпринимателя Олега Колесникова «Платина». Выяснилось, что победитель тендера тесно связан с конкурентом. «Вектор» учрежден в 2007 году генеральным директором ООО «Энергостроительная компания» Павлом Шестаевым».
Борьба за контроль над денежными потоками обозначилась в Южной Осетии давно. Местные «контролеры» восприняли очень болезненно, что их оттеснили от самых лакомых кусков хрустящего пирога. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что именно по этой причине сторонники Кокойты в лице подконтрольных ему партий, общественных организаций, газет и сайтов с недавних пор развернули массированную кампанию против «озерских» (Озерск Челябинской области – крохотный городок, откуда были переброшены в Южную Осетию никому не ведомый В.Бровцев и его правительственная команда).
Несколько заявлений сделала уже клонированная и полностью пропрезидентская народная партия Южной Осетии. А теперь на авансцену борьбы с премьером вышла недавно взращенная властью партия «Растаг Ир» – «Справедливая Осетия». Ее региональный представитель выступил со статьей, которую охотно перепечатали все официозные СМИ.
«Самое большое недоумение вызывает структура органов исполнительной власти Южной Осетии. Сегодня, на мой взгляд, не существует ни одного убедительного аргумента ни в пользу ее целесообразности, ни тем более в пользу ее работоспособности…
Явно недооценивая особенности Южной Осетии, буквально сгребли разные ведомства в подразделения, числом аккурат по количеству членов «новой команды». Потом эти ведомства были распределены между ними по принципу: каждой сестре по сережке, и ещё по ГУПу…
Ярким примером непрофессиональных действий при формировании Правительства Южной Осетии является создание министерства экономического развития, которое было образовано путем механического слияния ряда профилирующих министерств и ведомств. В итоге этой новации никто не знает, что дальше с ним делать», – говорится в статье.
Все это было написано для того, чтобы сделать весьма прозрачный вывод, который готовил почву для того, чтобы Э.Кокойты мог предпринять энергичные действия «по многочисленным просьбам трудящихся и общественности». Финал публикации, особенно подчеркнутые строки, подтверждают вероятность именно такого сценария.
«Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
существующая система республиканских органов исполнительной власти не обеспечивает решение важнейших задач, стоящих сегодня перед экономикой республики;
в республике практически не определена финансовая политика, которая является основополагающим элементом в системе управления финансами. В свою очередь это означает, что Правительство, при организации финансовых отношений не в состоянии определить главные цели и задачи, стоящие перед обществом а, следовательно, и перед финансовой системой. Это и объясняет, почему Правительством республики не разработаны планы экономического развития Южной Осетии.
Иными словами, Правительство не обременяет себя мыслями и заботой о будущем Южной Осетии, и ее населения. Скорее всего, отдельных реформаторов интересует только всё то, что нужно обычным временщиком…
Вопрос в другом: если теперь нам понятно для чего они приехали в Южную Осетию, то почему Президент республики не задается вопросом для чего они нужны нам в Южной Осетии?»
Скорее всего, борьба между кланом Э.Кокойты и уральским десантом входит в решающую фазу. Если, конечно, претендентам на жирные куски российских финансов, выделяемых Южной Осетии, не удастся договориться полюбовно.