Осетия Квайса



«Судьба ректора и вуза – не почивать на лаврах…»

Так сложилось в современной России, что поступление в вуз и получение диплома стало абсолютной ценностью, мерилом жизненного успеха выпускников школ, а зачастую и их родителей. Ажиотажный спрос на высшее образование любого качества привел к тому, что многие вузы это самое «любое качество» и начали предлагать. В этом контексте признание Минобрнауки РФ в прошлом году государственных вузов Северной Осетии эффективными, в каком-то смысле расставило все на свои места.

Однако сегодня удержаться на плаву, да еще и сохранить свою марку, которая формировалась многими поколениями, высшему учебному заведению ох, как нелегко.

О том, через какие перипетии прошел СКГМИ, об итогах года и что ждет высшее образование в ближайшем будущем, рассказывает наш сегодняшний гость – ректор Северо-Кавказского горно-металлургического института Николай ШУБИН.

– Как и для многих российских вузов, для нашего университета 2012 год был непростым. В стране происходят принципиальные изменения в рамках реформы высшего образования. В настоящее время Минобрнауки РФ принимает конкретные меры по совершенствованию деятельности вузов. Реально мы ощутили эти новые требования после подписания Указа Президента страны В. Путина от 7 мая прошлого года, в соответствии с которым был разработан мониторинг системы высшего профессионального образования, в задачи которой входит определение неэффективных вузов с перспективой их дальнейшего сокращения или реорганизации. По его результатам СКГМИ признан эффективным вузом. На мой взгляд, это и является главным итогом прошедшего года.

– А по каким показателям, Николай Евгеньевич, оценивалась эта эффективность?

– Всего было выделено пять показателей. Первый – «Средний балл ЕГЭ», пороговое значение – 60 баллов, а у нас он составил – 61,4. Второй – «Объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника», 50 тыс. руб. – по вузам, у нас – 98,3 тыс. рублей. Сложно с достижением показателя, определяющего численность иностранных студентов, завершивших обучение, здесь нужно выходить на другой организационный уровень работы вуза. Но мы неплохо выглядим по обеспечению учебным аудиторным фондом в расчете на одного студента – у нас 12,7 м2 против 11 м2.. Кстати, реконструкция, ремонт, строительство – сегодня одна из тех тем, которые становятся определяющими для улучшения учебно-образовательного процесса.

Два из пяти показателей связаны с востребованностью и авторитетом вуза в обществе, которые достигаются соответствующими кадровой обеспеченностью и материально-технической базой. Эти параметры требуют постоянной работы и значительных финансовых затрат. Другие три напрямую связаны со способностью учебного заведения к получению доходов и привлечению инвестиций.

Основным критерием эффективности вуза, по мнению специалистов Минобрнауки РФ, становится его экономическая устойчивость, способность решать уставные задачи не только за счет государственных средств, но в большей степени за счет собственных финансовых возможностей.

– Насколько нынешняя схема управления вузом отличается от прошлой?

– Раньше существовал устоявшийся, предсказуемый учебный процесс. Были направления и специальности, по которым десятки лет стабильно готовили будущих инженеров. Сегодня все гораздо сложнее.

Изменения в работе произошли колоссальные. К слову, мы подвели некоторые итоги деятельности своего вуза, проанализировали, из чего складываются наши успехи и недочеты. Проще судить об этом по финансовым результатам. Однозначно одно – внебюджетных составляющих становится гораздо больше. Возьмем проблему роста заработной платы наших сотрудников. Если раньше эта статья была на все 100 % гарантирована государством, то сегодня эти расходы за счет бюджетных средств – только часть общего фонда оплаты труда. Привлечь дополнительные ресурсы – по сути, коммерческая задача. И поэтому ректору нужно стать и предпринимателем, чтобы выполнять поставленные профильным министерством задачи. С другой стороны, он должен себя проявить умелым и даже жестким руководителем, сокращая издержки и оптимизируя состав и структуру вуза. Понятно, что последнее не добавляет ему популярности, скорее наоборот. Но эти качества закреплены в соглашениях, которые каждый ректор подписывает с Минобрнауки.

 Или вопрос оплаты коммунальных расходов. Почти половину всей расходной суммы составляют наши собственные средства.

 Такую вот огромную нагрузку испытывает вуз в плане выживания. Поэтому сегодняшние реалии не дают нам спокойно жить. Судьба вуза и его ректора – не почивать на лаврах, а идти вперед…

– Выходит, изменились и обязанности ректора? Какие главные задачи он должен решать?

– Все вроде бы четко прописано в уставе, в приказах вышестоящих организаций… Но успех в работе обеспечен лишь в том случае, когда есть сплоченная команда профессионалов-управленцев.

Перед Новым годом я принимал участие в заседании Совета российских ректоров, который возглавляет ректор МГУ В.А.Садовничий. Этот орган вбирает в себя опыт лучших вузов страны и отличается высокой компетентностью, в том числе в проведении рейтингов.

За рубежом используется Шанхайская рейтинговая система, которая адаптирована к западным вузам. Поэтому очень тяжело, даже нашим передовым университетам, попасть в этот «табель о рангах». Есть предложение создать собственную – российскую систему, откорректировать ее, чтобы мы не были оттеснены от мирового образовательного рынка. Вот эта проблема для федерального министерства образования – весьма сложная, но и нам, вузам, в этом плане ничуть не легче. Ведь университеты сегодня – активные участники процессов реформирования. Все мы находимся в режиме поиска, оптимизации. И времени на перестройку практически нет, все нововведения нанизываются на «живую» нитку.

– А отсюда можно сделать вывод: если база у вуза раньше была крепкая, то теперь главное – ее не утратить…

– Да, и, конечно, развивать! Но предъявляются и новые требования. Например, развиваться с точки зрения международного сотрудничества, организации науки. То есть перед нами стоит масса проблем, которые нам же необходимо решать. Пока созданный в СКГМИ запас прочности позволяет рассчитывать на его последующее развитие.

Например, у нас повысился проходной балл ЕГЭ. О чем это говорит? О том, что отбор в вуз для приема стал лучше. Мы – технический вуз. Учиться у нас сложнее, чем в среднестатистическом университете. На днях Президент России В. Путин, давая оценку темпам роста промышленности за прошлый год, отметил, что не совсем удовлетворен его результатами. Мы напрямую зависим от событий в этом секторе. Поэтому если происходят сбои в экономике, это отражается на нас, наши специалисты становятся менее востребованными. Это серьезная тема, и она требует сегодня, при отсутствии госзаказа на специалистов, включения своих собственных сил. И мы их включаем, делаем это достаточно неплохо. Об этом говорит и то, что в рейтингах страны по трудоустройству выпускников мы входим в число одиннадцати лучших высших учебных заведений Российской Федерации.

– И как же вы их трудоустраиваете?

– В прошлом году на встрече членов Ассоциации технических вузов, которые традиционно проводятся под эгидой Бауманского университета, мы обсуждали эту тему. Выступал ректор «Бауманки» А.Александров, он так же, как и мы, обозначил проблему – трудоустройство своих выпускников и достойная зарплата для них. К сожалению, многие предприятия сегодня не отличаются социальным благополучием. Еще раз заострю внимание: зарплата хорошо обученного технического специалиста сегодня не соответствует его уровню подготовки. Хотя требования к подготовке специалистов в нашем университете очень высоки по-прежнему. Кстати, могу похвалиться: по уровню качества подготовки четыре наши образовательные программы оценены Минобрнауки как одни из лучших в России. Словом, востребованность наших выпускников находится в авангарде нашего внимания, и связи с Норильском, Мончегорском, Красноярском, предприятиями республики – то есть стратегическими партнерами – помогают нам в решении этой задачи.

Мне бы хотелось еще отметить, что в отличие от других вузов, СКГМИ дает возможность молодым людям проявить себя мужчинами, отправляя их в студенческие строительные отряды и на производственную практику. Именно там будущие специалисты проходят трудовую закалку. Не хочется бравировать понятием «патриотизм», слишком расхожее у него стало значение, но для СКГМИ это – правда жизни. Наши студенты знают и Россию, и любят свою малую родину – Северную Осетию. Конечно, и зарплата не уходит на второй план, она тоже важная составляющая благополучия. Но в стенах нашего вуза формируются характеры взрослеющих ребят, которые, я абсолютно уверен, всегда будут достойно представлять и свой вуз, и республику. По-другому быть не может, потому что они знают цену труду, они готовы своими руками и знаниями обеспечить себе достойную жизнь. И в этом – одна из важнейших миссий нашего вуза, которая, к сожалению, не оценивается ни в одном из рейтингов.

Н.ГОГАЕВА
«Северная Осетия», 28.01.2013