Осетия Квайса



Реформа образования: что мы о ней думаем?

Массовый и экспертный опросы о качестве школьного образования провели социологи СОИГСИ под руководством доктора социологических наук Хасана Дзуцева. На вопросы ученых ответили 600 родителей из Владикавказа, всех районов Северной Осетии и несколько десятков экспертов. О некоторых результатах и выводах исследования его руководитель рассказал «СО».

– Хасан Владимирович, как в целом наши сограждане оценили уровень среднего образования?

– На фоне постоянно звучащего в прессе недовольства этой системой наши результаты выглядят вполне оптимистично! Подавляющее большинство опрошенных – 78,5% – удовлетворены качеством образования, еще 16,4% сомневаются, но скорее недовольны им, и лишь 4,4% убежденно сказали «нет».

Большинство респондентов считают, что государственные школы справляются со своими обязанностями. На «отлично» оценили преподавание в начальных классах и русского языка по 54% опрошенных. Трудового воспитания, культуры, искусства, обществоведения, осетинского языка, естествознания, географии, математики и истории – более 40% респондентов. Биологии, экологии, информатики, физики, химии, астрономии, иностранных языков, экономики и права – только треть опрошенных.

Из этих данных можно сделать вывод: качество преподавания естественных наук отстает от гуманитарных. Эксперты во многом связывают это с тем, что оплата труда учителя очень низкая, в связи с чем преподаватели естественных наук, более востребованные как в госструктурах, так и в бизнесе, уходят работать в другие сферы.

– Совпадают ли с оценками общества оценки экспертов?

– Проблемы школы и среднего образования настолько обнажены, что существенных отличий экспертных характеристик от мнения обычных граждан республики нет. Мнения экспертов неоднозначны, но больше «тройки» никто среднему образованию не поставил. Эксперты фиксируют постоянное снижение уровня качества образования в реформационный период. При этом они отмечают «героические» усилия школы и учителей по сохранению и развитию уровня образования в нынешних условиях финансирования.

Хочу дословно привести некоторые высказывания экспертов:

«Самое печальное, что серьезно пострадал престиж профессии учителя, и пока трудно сказать, сумеет ли он достичь прежних высот. Будет престиж – будет качество».

«И родители, и сами учителя недовольны качеством образования учащихся. Из 30 человек в классе только 5-7 могут претендовать на хороший или высокий уровень знаний, чуть больше – «середнячки», остальные – ниже среднего. И с каждым годом показатели ухудшаются!»

«Учителя выкладываются на 100%. В начальных классах они всю душу отдают! Я вижу их заинтересованность, причем не только в учебной деятельности».

«В школе есть плохие педагоги, но профессионалов и добросовестных, к счастью, больше!»

«В целом родители удовлетворены качеством образования, однако в выпускных классах все образование сводится к подготовке к ЕГЭ, а точнее – к заучиванию типичных ответов на типичные вопросы».

– Видят ли родители пути преодоления нынешних проблем школы?

– По их мнению, надо предпринять следующие шаги: повысить зарплату учителям – 61,2%, увеличить финансирование образования – 45,4%, улучшить материально-техническое оснащение школ – 42,5%, улучшить индивидуальную работу с учениками – 38,4%.

В пользу расширения сферы дополнительных платных услуг и предоставления школе экономической самостоятельности высказались незначительное число опрошенных – 2,5 и 3% соответственно. Почти пятая часть опрошенных считают необходимым усилить контроль работы учителя в школе – 17,2%.

Как видим, прежде всего родители говорят о недостаточном финансировании образования. Отсюда – низкий уровень оплаты труда и престижа учителя, следовательно, идет ухудшение кадрового состава педагогических коллективов.

Финансирование школы должно позволять не только содержать, но и развивать ее как в инфраструктурном, так и в техническом и технологическом плане. Удалось же государству поднять престиж военного, полицейского.

Основным фактором, препятствующим повышению качества обучения, в первую очередь называется «отсутствие у школьников интереса к знаниям», что скорее может считаться следствием следующего фактора – «нехватки в школе квалифицированных педагогов». Также основными препятствиями, по мнению респондентов, являются «недостатки в организации учебного процесса» и «недостатки в развитии у детей познавательных способностей».

– А какие выводы в целом о реформе образования сделали для себя ученые, проводившие исследование?

– Оценка состояния общего образования нашими респондентами дает основание делать выводы о том, что пока еще общее образование в какой-то степени справляется с поставленными задачами, несмотря на слабое материально-техническое и финансовое обеспечение как школ в целом, так и учителей со стороны государства.

И все же, на наш взгляд, пока в нашем обществе слабо понимание того, что на данной стадии развития цивилизации главным должен стать высокий уровень образованности. Ведь он дает карьерный рост, материальный достаток – не только личный, но и для семьи, общества. К сожалению, сегодня нет такого понимания ни у работодателей, то есть у руководителей мелкого и среднего бизнеса, ни у родителей. И пока в обществе не будет интереса к получению знаний, прежде всего в школе, ситуацию не смогут коренным образом переломить ни чиновники Министерства образования, ни проводимая реформа.

Беседовал В.РЯЗАНОВ
«Северная Осетия», 13.03.2013