Новые проблемы Мамисона
О высокогорном туристском рекреационном комплексе «Мамисон» наша газета уже писала много раз. Ежегодно приезжающие сюда специалисты из разных стран дают высокую оценку природным комплексам этого ущелья. А все начиналось 10 лет назад.
В 2003 г. нам с известным в республике геологом Олегом Александровичем Гончаренко впервые удалось заинтересовать отдельных бизнесменов идеей создания на территории Мамисонского ущелья большого круглогодичного туристского комплекса. Через год по приглашению правительства Северной Осетии в нашу республику приехали французские специалисты: известный во Франции горнолыжник Жерар Бувье и доктор геологических наук, специалист по инженерной защите в горах Пьер Плото. Они первые из иностранных специалистов дали высокую оценку возможностям Мамисона как перспективного горнолыжного центра мирового масштаба. После второго посещения свои предложения Пьер Плото доложил на совещании в правительстве.
В 2005 г. меня попросили показать гостям, приехавшим с полномочным представителем РСО-А в Москве Александром Тотооновым, перспективные в горнолыжном плане территории нашей республики. Конечно же, я предложил поехать на Мамисон. По ходу поездки выяснилось, что среди гостей присутствуют генеральный директор компании «Росинжиниринг» Дмитрий Новиков и сотрудница этой компании, серебряный призер Олимпиады-1994 в Лиллехаммере в супергиганте Светлана Гладышева. А компания «Росинжиниринг» занимается проектированием и строительством горнолыжных курортов. Мамисон им сразу понравился. А в 2006 г. на Международном экономическом форуме в Сочи Светлана Гладышева представила рельефный макет «Мамисона» Президенту России В.В. Путину и министру финансов Г.О. Грефу (фото 1). И проект «Мамисон» получил федеральное финансирование.
После этого начались инженерно-геологические изыскания. С самого начала и до настоящего времени мы с Олегом Александровичем в этих изысканиях принимали самое активное участие. Поэтому проблемы Мамисона нам небезразличны.
К сожалению, проектировщики и строители не всегда учитывают предоставленные им материалы изысканий, особенно по опасным геологическим процессам. Это ведет к неправильным решениям, которые, в свою очередь, приводят к тому, что часть уже выполненных работ потом приходится переделывать. А это – напрасно потраченные деньги и упущенное время, в некоторых же случаях – и активизация опасных природных процессов.
Так, некоторые наши замечания не были учтены при строительстве газопровода «Дзуарикау – Цхинвал». В результате – оползень на подстанцию в Зарамаге, разрушенный лавиной мост технической дороги через реку Бебетыком и теперь уже вечное сползание технической дороги газопровода под Кударским перевалом из-за того, что были вскрыты древние льды.
Совершают ошибки и непосредственные участники строительства комплекса «Мамисон». По этой теме газета уже писала (15.04.2010 г., № 65 и 13.07.2011 г., № 124). Но некоторые работы опять проводятся с нарушениями.
Например, на самом удобном для строительства гостиниц месте был сооружен водозабор для сбора и хранения пресной воды. Четыре большие бетонные емкости огородили капитальным забором длиной около одного км. Пробурили несколько скважин, но из них пошла минеральная вода, не подлежащая хранению. Эта вода из-за сильной минерализации не годится для приготовления пищи, стирки, уборки и для системы отопления. Она не годится даже для создания искусственного снега на склонах. Зато на территории водоохраной зоны этого комплекса в нарушение всех санитарных норм расположено стойбище крупного рогатого скота. Уже не раз у приезжавших специалистов возникал вопрос: что теперь делать с этим комплексом ненужных сооружений и где строить гостиницы? По всей видимости, его придется сносить.
Около с. Камсхо, на мочажине между дорогой и рекой, отсыпана большая строительная площадка. При этом засыпаны два минеральных источника. Для чего эта площадка – непонятно. Знакомы ли ее создатели с результатами бурения, знают ли они, какие здесь грунты? А не провалится ли в древнюю трясину то, что здесь будет построено?
В настоящее время через речку Гибитадон (Джебеттадон) строится автомобильный мост с селепропуском. Длина пролета моста – около 5 метров (фото 2). Но днище селепропуска не имеет уклона. Значит, это будет не селепропуск, а селенакопитель! Другими словами, первые же сходы селевых потоков отложатся под мостом и запрудят его, а последующие потоки пойдут через дорогу. Такое уже наблюдалось в 2012 г. около с. Тиба. Но и это еще не все. Дорога проходит по конусу выноса селевых потоков и ручьев Гибитадона. На протяжении около 420 м дорога подвержена опасности схода селевых потоков. И мост длиной 5 метров положения не спасает. Выход один – строить настоящий селепропуск длиной около 300 м с соответствующим рельефу уклоном и с «косынками» перехвата. Конечно, это значительно дороже, чем тот селепропуск, который уже почти построен. Но другого выхода нет!
Но самое интересное «придумали» энергетики. От с. Зарамага до с. Лисри уже смонтированы две параллельные высоковольтные линии. Между с. Тибом и Сататом у одной из высоковольтных линий два провода из трех лежат в траве!!! (фото 3). А такие «нанотехнологии» могут привести к трагическим последствиям!
В заключение хотелось бы посоветовать тем организациям, которые занимаются строительством на Мамисоне, внимательней знакомиться с проектной документацией и прежде чем приступать к строительству очередного объекта – проконсультироваться со специалистами, которые проводили здесь изыскания.
Р.ТАВАСИЕВ, заслуженный спасатель РСО-А и РФ
О транспортной доступности зоны
В третьей декаде июля текущего года Председатель Правительства РСО–А Сергей Такоев провел оперативное совещание с делегацией ОАО «Курорты Северного Кавказа». На совещании обсуждался ряд вопросов, в том числе – строительство горно-лыжного курорта «Мамисон». В своем выступлении Сергей Такоев отметил, что до сих пор не решен вопрос транспортной доступности зоны «Мамисон». Что имеются два варианта решения этого вопроса: реконструкция тоннеля в обход водохранилища Зарамагских ГЭС и строительство высотного моста через реку Ардон. Он высказал свое предпочтение строительству моста, т.к. это обойдется более чем в три раза дешевле.
Со своей стороны, я, как геолог, считаю этот вариант строительства моста единственно приемлемым, поскольку, кроме дешевизны, есть еще и другие причины. Скажу о них подробней.
От спуска с автотрассы Транскама до тоннеля и от тоннеля до перехода через реку Адайком-дон на окраине Нижнего Зарамага вся дорога проходит по крутому лавиноопасному склону, а вариант дороги со строительством моста безопасен.
Во время реконструкции – расширения тоннеля, проезд через него будет закрыт, он станет просто невозможен, а объездная дорога будет намного длиннее, и строить ее придется в сложных условиях.
Во время строительства моста, да и потом тоже, можно пользоваться дорогой через тоннель и нужно сохранить ее как резервную даже после завершения строительства.
Мост можно использовать еще как зону обзора для показа туристам красот окружающей природы, для чего на нем нужно предусмотреть обзорные площадки.
Кроме того, для облегчения и удешевления стоимости строительства моста рекомендую временно спустить воду из водохранилища и, если потребуется, приостановить работу Зарамагских ГЭС. А работникам гидроэлектростанции в это время можно очистить дно водохранилища от накопившегося ила и песка. На мой взгляд, проектировщикам нужно рассчитать выгодность и возможность выполнения этого предложения.
У. ЦИБИРОВ, ведущий геолог ОПО
«Северная Осетия», 18.09.2013