Момент истины
В свое время службу «Скорой помощи» охарактеризовали так: кадры, транспорт и связь. Кадровый вопрос на сегодняшний день – один из наиболее острых. Романтика ночных дорог, маяков и сирен быстро исчезает. Остается самая тяжелая в здравоохранении работа.
Кстати, для тех, кто не верит: в учебнике «Гигиена» для медицинских институтов к разряду «особо тяжелый физический труд» отнесены шахтеры, металлурги и… врачи «скорой». Хлебнув лиха, многие увольняются. Остаются фанаты профессии, у многих из которых в трудовой всего одна запись – «Станция скорой помощи».
Это касается не только медиков, но и диспетчеров, водителей. Поэтому информация о прошедшей в минувшую пятницу в столице Северной Осетии забастовке водителей «скорой» была встречена населением с некоторым удивлением и сочувствием.
О чем протестуют водители «скорой», и какие меры принимаются по урегулированию их проблем? С этими вопросами корреспондент «СО» обратился к руководителю Управления здравоохранения и социальной политики АМС Владикавказа Эльбрусу ФИДАРОВУ:
– 8 марта водители Станции «скорой помощи» отказались выйти на работу, аргументируя свое решение задержками выплаты зарплаты. Такая акция протеста проводится уже не первый раз.
Чтобы понять проблему, надо смотреть в ее корень. Дело в том, что с этого года «скорая помощь», как и все федеральное здравоохранение, перешла на одноканальное финансирование – через Фонд обязательного медицинского страхования. До недавнего времени сотрудники «скорой», как и других медучреждений города, получали заработанные деньги своевременно. Потому что финансы, которые выделялись правительством республики под эту статью, шли в бюджет АМС Владикавказа, а оттуда перечислялись непосредственно на счета учреждений. Без проволочек и вовремя медики муниципальных ЛПУ получали зарплату 5 числа каждого месяца. Однако одноканальное финансирование повлекло за собой иную систему оплаты труда. Чтобы подстроиться под эти нововведения, изучить их, должно пройти какое-то время, что мы и пытались объяснить водителям, всем сотрудникам «скорой». Но люди не хотят нас слышать, зато принимают на веру всякую недостоверную информацию, тут же «преломляют» ее в отношении себя, и начинается ажиотаж.
В первом случае мы провели совещание с участием представителей республиканского Министерства здравоохранения, городского финансового управления и АМС г. Владикавказа и самими «протестантами». На вторую встречу уже пригласили юристов из Территориального фонда ОМС, которые досконально разъяснили суть новшеств и ответили на вопросы собравшихся.
Кстати, на станции «Скорой помощи» в настоящее время работает комиссия из работников инспекции по труду и прокуратуры. Туда же была направлена и ревизионная группа финуправления АМС Владикавказа. Цель одна – убедиться в правильности начисления заработной платы всем сотрудникам: врачам, водителям, санитаркам, медсестрам, фельдшерам, диспетчерам. Люди хотят знать правду, и они ее получат. По каждому сотруднику проведем доскональную проверку; виновные, если выявятся нарушения, будут наказаны. А затем под роспись каждый ознакомится с той суммой, которую он должен получать в связи с новой формой оплаты труда.
– Водители сетуют на то, что машины часто приходится ремонтировать за счет своих собственных средств. Так ли это?
– Все эти вопросы, безусловно, адресованы руководителю учреждения. Естественно, простаивая, водитель ничего не заработает, и он заинтересован в том, чтобы быстрее отремонтировать свое транспортное средство. Покупает запасную часть, берет чек, и ему потом эти деньги должны возвращаться. Поэтому я и сказал, что проверка всей этой бухгалтерии будет доскональной.
– А правда ли, что водителям ежемесячно доплачивают так называемые «носилочные» в размере 50 рублей?
– Ссылка идет на приказ руководителя управления здравоохранения и социальной политики АМС Владикавказа 1994 года о 30%-ной доплате «носилочных». Для транспортировки тяжелых больных в «Скорой» санитары не предусмотрены. Вот водители за это и «зацепились». Комиссия также будет рассматривать этот пункт.
– Предусмотрены ли для сотрудников «Скорой помощи» обеды?
– Вообще, такая услуга не предусмотрена, но в прошлом году мы попытались решить вопрос. Глава администрации Владикавказа Сергей Дзантиев по своей инициативе изыскал дополнительные средства, чтобы обеспечивать сотрудников «Скорой» горячими обедами. Пока прошли всю процедуру, выиграли тендер, прошло время – и идею удалось осуществить лишь в декабре. В течение месяца привозили горячую пищу на станцию и кормили всех. Но поскольку, повторюсь, с нового года мы перешли на другой вид финансирования, возможностей таких уже у администрации нет. Если деньги не вложены в бюджет, откуда их брать?
– Говорят, вместо 30 машин на линии выходит всего 15…
– Бригады «Скорой» рассчитываются на определенное число жителей. По данным Росстата, во Владикавказе 327 тысяч жителей. По правилам, на 10 тысяч человек положена одна машина. Таким образом, нас должны обслуживать 32 бригады «Скорой помощи» и одна реанимационная. Надо признать, труд врачей очень тяжелый. Они всегда на передовой, работают на износ. Медиков в этой службе, как правило, не хватает. В том числе и потому, что вместо благодарности, в большинстве случаев, их встречают криками и проклятиями. Бывали случаи избиения, камнями забрасывали машины, и все проходило безнаказанно. Поэтому огромная проблема – нехватка кадров, отсюда и недокомплект бригад. Надо, чтобы общество повернулось лицом к нашим проблемам – без «здорового» здравоохранения все остальное не имеет смысла.
С другой стороны, к населению Владикавказа, начиная от Верхнего Ларса и заканчивая поселком Заводской, присоединяются еще жители Пригородного района: Ногира, Алханчурта, Михайловского, 9-го километра…
– Так ведь вопрос по Пригородному району уже давно поднимается руководством станции «Скорой помощи». Есть какие-то подвижки?
– В последнее время найдены точки соприкосновения всех заинтересованных ведомств, есть договоренность с республиканским Минздравом о передаче дополнительных субвенций, рассчитанных именно на тех жителей Пригородного района, которые сегодня обслуживаются Владикавказской «Скорой помощью». Правда, тогда еще понадобятся машины. Но, как я уже сказал, специалисты не спешат устраиваться на работу в эту службу. Да, сегодня на выходе 25 машин, но реально бригад может быть 18 или 16…
Даже при существующем положении дел станция со своей работой справляется. Но есть еще одна проблема: непрофильность вызовов. Большинство больных, вызывающих «03», в оказании скорой помощи не нуждаются. Это хронические больные. К сожалению, многие не понимают, что «Скорая помощь» не лечит. Она не делает долговременных назначений, не выписывает рецептов и больничных листов. Лечит либо поликлиника, если состояние больного позволяет ему находиться дома, либо больница. Но горожанам легче набрать «03», чем сходить в поликлинику и показаться своему участковому врачу.
Кстати, сейчас пытаемся ввести при поликлиниках службу неотложной медицинской помощи. Как эту затею воспримут пациенты, не знаю, повторю лишь еще раз: любая работа требует детального, скрупулезного исследования и, самое главное, терпения.
Хочется надеяться, что компромисс все-таки будет найден, причем в самое ближайшее время. Ведь от внутренних разногласий и непонимания не должны страдать люди, которые обращаются в «Скорую» как в самую последнюю «инстанцию»…
Н.ГОГАЕВА
«Северная Осетия», 14.03.2013
Фото – Игорь ДЗАНТИЕВ / Осетия-Квайса