Осетия Квайса



Лукавый рейтинг

62Алексей ВЕСТНИК,
эксперт фонда «Кавказ в современной политике»

Заявление полпреда президента РФ в ЮФО Владимира Устинова о рейтинге руководителей республик Северного Кавказа, сделанное им в Москве на встрече с членами Совета Федерации РФ от Юга России, вызвало переполох в официальных кругах региона. Интересно, что оценки высокопоставленного федерального чиновника так и остались бы скрытыми от общественности, если бы не публикация Натальей Городецкой подробностей этой встречи в газете «Коммерсантъ». Вынесенные на публику откровения г-на Устинова и послужили детонатором, который подогрел общественное мнение в северокавказских республиках.

Напомним, что властям курируемого им региона Устинов посоветовал стремиться к большей открытости и диалогу с институтами гражданского общества, включая оппозицию. В пример он поставил Ингушетию, где, по данным социологов, рейтинг доверия президенту Юнус-Беку Евкурову превышает 70%. «В Республике Ингушетия, где уровень недовольства властью был долгое время одним из самых высоких в округе, новый руководитель начал активно работать с населением. Вступив в диалог с оппозицией, ввел ее представителей в органы исполнительной власти», – пояснил господин Устинов. «Это самый высокий показатель по округу, причем показатель устойчивый, – добавил полпред. – Среди лидеров по популярности также президент Чечни Рамзан Кадыров, которого поддерживают 55% жителей республики, и президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, рейтинг которого 38%». По данным господина Устинова, рейтинг главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова – 14%, а президента Дагестана Муху Алиева – 22%.

Но остается открытым вопрос: откуда взял полпред такие данные? Из закрытых социологических исследований? Если так, то почему в этом перечне отсутствует оценка деятельности самого Устинова, которая вообще стремится к нулю? Или он, занимая столь ответственный пост, является сторонним наблюдателем и за происходящее на Кавказе никакой персональной ответственности не несет?

Когда создавался институт полпредов, то у многих аналитиков уже тогда закрадывалось сомнение в его эффективности, а, следовательно, целесообразности. Лишняя надстройка в выстраиваемой вертикали власти ничего, кроме бюрократического ража принести не могла. Так и получилось. Обозначение своей бурной деятельности, сводящейся к составлению бесчисленных объединенных справок, да еще недюжинное самомнение от лавров околофедеральной власти – вот и все, что реально несет полпредство. А Кавказ тупой бюрократией не возьмешь. Тут нужны иные подходы и «штучные» рецепты.

Осознание этого факта прозвучало в послании Президента РФ Дмитрия Медведева, который месяц высказался за учреждение должности специального представителя на Северном Кавказе с широкими полномочиями. Это предложение экспертным сообществом было встречено положительно. «Конечно, на Кавказе должен быть представитель президента. Кавказ – это особая геополитическая реальность. Этим представителем должен быть человек, компетентный в вопросах кавказской политики, геополитики», – считает, например Александр Дугин. Уровень компетенции нынешнего полпреда, думается, не оставляет ему никаких шансов на занятие новой должности.

Эпатирующее высказывание Устинова уже вызвало язвительный комментарий, пришедший из стана триумфаторов. «Заявление полпреда президента РФ в ЮФО Владимира Устинова о высокой общественной поддержке президента Ингушетии и крайне низкой поддержке президента Северной Осетии не внесут каких-либо изменений государственной политики по тем вопросам взаимоотношений между Северной Осетией и Ингушетий, по которым сохранились разногласия», – сообщил информационному агентству REGNUM пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов. «Думаю, Устинов высказал свое мнение, опираясь на исследования, которые проводились аппаратом ЮФО, и я не считаю, что они как-то повлияют на дальнейшую политику и взаимоотношения», – сказал он.

Как говорится, дожили. Теперь вслед за Устиновым какой-то пресс-секретарь вносит якобы успокоительную струю в чувствительный кавказский социум, преследуя плохо замаскированную цель еще больше раскачать лодку раздрая и соперничества. Между тем есть один неоспоримый принцип в политике России на Кавказе: «Если ты не знаешь точно, как улучшить ситуацию, то не ухудшай ее». И должностным лицам любого ранга неплохо бы не забывать об этом.