Дефицитная Осетия и бездифицитная власть
За последние три года в России количество дефицитных региональных бюджетов увеличилось почти вдвое: с 37 в 2008 году до 63 в 2010 году. Об этом сообщили вчера эксперты международного агентства Fitch Ratings. При этом уровень промышленного производства превысил докризисный лишь в половине субъектов РФ.
Как пишет «Независимая газета», по мнению экспертов, большая часть регионов из кризиса выползает медленно и неустойчиво и состояние региональных экономик вряд ли можно считать благополучным.
К числу основных рисков для российских регионов экономисты относят неустойчивость мировых цен на углеводородное сырье и металлы. «Из-за временного роста у некоторых региональных руководителей может сложиться впечатление, что кризис кончился и можно снова наращивать расходы, – отметил директор по международным региональным финансам Fitch Ratings Владимир Редькин. – Тогда как дотационные регионы по этой же причине ждут дополнительных трансфертов из Центра. Между тем федеральные власти пытаются ограничить безвозмездную раздачу средств, делая акцент на целевых программах».
Как отмечают в своем докладе аналитики Fitch Ratings, количество дефицитных субъектов в России продолжает увеличиваться. Если в 2008 году таких было 37, то в 2009-м их стало 57, а в прошлом году достигло 63. А суммарный дефицит этих регионов в 2010 году составил 202 млрд. руб.
«Страна разделилась на части, – отмечает эксперт Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. – Если брать динамику доходов, то подавляющее большинство регионов спад не компенсировали. Из кризиса мы выползаем медленно и неустойчиво. Можно даже сказать, что регионы из него не вышли».
По ее словам, больше всего пострадали субъекты с машиностроительной и металлургической специализацией. К тому же наблюдается очень медленный рост доходов – 4–5% за два года. Ситуация с занятостью улучшилась, но новые и качественные рабочие места практически не создаются. «Можно констатировать, что кризис не оказал стимулирующего воздействия на переформатирование экономики, – сокрушается Зубаревич. – Но самое печальное и тревожное – не преодолен спад по инвестициям».
Применительно к Северной Осетии, эксперт фонда «Кавказ в современной политике» Александр Исаков отмечает, что при таком бюджетном дефиците республика умудряется еще больше увеличивать финансирование футбольного клуба «Алания», что не только не способствует стабилизации финансовой ситуации, но и создает новые бреши на социальном направлении. «Футбол искусственно стал запредельно затратным. К тому же футбол все дальше уходит от спорта, это – довольно грязный бизнес, который, как насос – только берет, ничего не возвращая».
Успокаивая общественность гипотетическими привлечением частного капитала на поддержание «Алании», республиканская власть продолжает гнуть свою линию. Можно только гадать, как долго при полном попустительстве регионального отделения «Единой России» это будет продолжаться и сколько еще миллионов из государственного республиканского бюджета будет отпущено в неконтролируемую футбольную сферу.
Субъекты Федерации с размером дефицита более 15%
Чукотский АО, Мордовия, Сахалинская обл., Удмуртия, Новгородская область
Субъекты Федерации с размером дефицита более от 10 до 15%
Вологодская обл., Астраханская обл., Саратовская обл., Смоленская обл., СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ, Костромская обл., республики Алтай, Ингушетия, Татарстан, Приморский край
Субъекты Федерации с размером дефицита более от 5% до 10%
Тверская обл., Ярославская обл., Пермский край, Краснодарский край, Нижегородская обл., Марий Эл, Калининградская обл., Карачаево-Черкесия, Тульская обл., Оренбургская обл., Чувашия, Калужская обл., Рязанская обл., Ивановская обл., Ульяновская обл.
Источник: данные агентства Fitch Ratings