Осетия Квайса



Что мы думаем об образовании?

Массовый и экспертный опросы о качестве школьного образования провели социологи СОИГСИ под руководством доктора социологических наук Хасана Дзуцева. На вопросы ученых ответили 600 родителей из Владикавказа и всех районов республики, несколько десятков экспертов.

О некоторых результатах и выводах исследования его руководитель рассказал «СО».

– Хасан Владимирович, как в целом наши сограждане оценили уровень среднего образования?

– На фоне постоянно звучащего в прессе недовольства этой системой наши результаты выглядят вполне оптимистично! Подавляющее большинство опрошенных – 75,5% удовлетворены качеством образования, еще 16,4% сомневаются, но скорее не довольны им, и лишь 4,4% убежденно сказали «нет».

Большинство респондентов в Северной Осетии считают, что государственные школы справляются со своими обязанностями. На «отлично» оценили преподавание в начальных классах и русского языка по 54% опрошенных. Трудового воспитания, культуры, искусства, обществоведения, осетинского языка, естествознания, географии, математики и истории – более 40% респондентов. Биологии, экологии, информатики, физики, химии, астрономии, иностранных языков, экономики и права – только треть опрошенных.

Из этих данных можно сделать вывод, что качество преподавания естественных наук отстает от гуманитарных. Эксперты во многом связывают это с тем, что оплата труда учителя очень низкая, в связи с чем преподаватели естественных наук, более востребованные как в госструктурах, так и в бизнесе, уходят работать в другие сферы.

– Совпадают ли с оценками общества оценки экспертов?

– Проблемы школы и среднего образования настолько обнажены, что существенных отличий экспертных характеристик от мнения обычных граждан республики нет. Мнения экспертов неоднозначны, но больше «тройки» никто среднему образованию не поставил. Эксперты отмечают постоянное снижение уровня качества образования в реформенный период. При этом они отмечают «героические» усилия школы и учителей по сохранению и развитию уровня образования в нынешних условиях финансирования.

Хочу дословно привести некоторые высказывания экспертов.

«Самое печальное, что серьезно пострадал престиж профессии учителя, и пока трудно сказать, сумеет ли он достигнуть прежних высот. Будет престиж – будет качество».

«Ни родители, ни сами учителя не могут быть довольны качеством образования учащихся. Из 30 учеников в классе только человек 5-7 могут претендовать на хороший или высокий уровень знаний, чуть больше – «середнячки», остальные – ниже среднего. И с каждым годом показатели ухудшаются!»

«Учителя выкладываются на 100%. В начальных классах они всю душу отдают детям! Я вижу их заинтересованность, причем, не только в учебной деятельности».

«В школе есть плохие педагоги, но профессионалов и добросовестных, к счастью, больше!»

«В целом родители удовлетворены качеством образования, однако в выпускных класссах все образование сводится к подготовке к ЕГЭ, а точнее заучиванию типичных ответов на типичные вопросы».

– Видят ли родители пути преодоления нынешних проблем школы?

– По их мнению, надо предпринять следующие шаги. Повысить зарплату учителям – 61,2%, увеличить финансирование образования – 45,4%, улучшить материально-техническое оснащение школ – 42,5%, улучшить индивидуальную работу с учениками – 38,4%.

В пользу расширения сферы дополнительных платных услуг и предоставления школе экономической самостоятельности высказалось незначительное число опрошенных – 2,5% и 3%, соответственно. Почти пятая часть опрошенных считают необходимым усилить контроль за работой учителя в школе – 17,2%.

Как видим, прежде всего, родители говорят о недостаточном финансировании образования. Отсюда – низкий уровень оплаты труда и престижа учителя, следовательно, идет ухудшение кадрового состава педагогических коллективов.

 Финансирование школы должно позволять не только содержать школу, но и развивать ее как в инфраструктурном, так и техническом, и технологическом направлениях. Удалось же государству поднять престиж профессии военного, полицейского. Между тем, надо было начинать с системы образования, включая его дошкольную ступень!

– А что говорят по тому же поводу эксперты?

– Основным фактором, препятствующим повышению качества обучения, называется отсутствие у школьников интереса к знаниям, что в свою очередь является следствием нехватки в школе квалифицированных педагогов. Другой ряд причин – недостатки в организации учебного процесса и недостатки в развитии у детей познавательных способностей.

В нашем обществе пока не созрело понимание того, что сегодня главным должен стать высокий уровень образованности, который дает карьерный рост и материальный достаток не только самому индивиду, но и семье, и республике, и государству. Нет такого понимания и у работодателей в мелком и среднем бизнесе. А без него чиновники от Министерства образования и науки будут не в состоянии переломить ситуацию.

И все же, подавляющая часть наших респондентов полагает, что пока еще общее образование в достаточной степени справляется с возложенными на него задачами.

В.РЯЗАНОВ
«Северная Осетия», 24.12.2012