Осетия Квайса



Алан ДИАМБЕКОВ: «В Сочи реальные проекты заменят виртуальные программы»

Министр по делам туризма, предпринимательства и инвестиционной политики рассказал корреспонденту «СО» о новой стратегии республики на крупнейшей инвестиционной площадке страны в Сочи, которая стартует сегодня и продлится до 21 сентября. Северная Осетия собирается презентовать три проекта, крепко привязанных к реальности, в отличие от красочных презентаций предыдущих лет с баснословными суммами.

– Практика показывает, что подавляющее большинство республиканских проектов, привозимых в Сочи, в итоге не реализовывались. Каждый из них стоил огромных денег, и проблема была в том, что при отсутствии полной суммы и сразу – проект терял актуальность. А они очень финансовоемкие. Но участие в сочинском форуме не является гарантией получения инвестиций. По сути, там проходит выставочный процесс презентационного плана. И получалось, что практически ничего не удавалось воплотить в жизнь.

Идея в том, чтобы перестать возить в Сочи многомиллиардные виртуальные программы и сконцентрироваться на том, что по суммам может быть вполне реально и даже вне зависимости от результатов форума реализовано. К примеру, по производству питьевой ледниковой воды «Билаг» значительная часть работ на крупную сумму уже произведена. Общая стоимость проекта чуть больше миллиарда рублей, но около 450 миллионов на настоящий момент вложено: построен завод в высокогорье, проведены трубы к ледникам, то есть проделана внушительная часть сложной работы. Соответственно, поиск инвестора на оставшуюся часть не выглядит какой-то сомнительной операцией.

Или как в случае с двумя другими проектами, которые достаточно крупные в их окончательном решении, но вполне результативно расчленяются на отдельные самостоятельные стадии. Строительство по инновационной технологии под названием «Доброград» в завершенном варианте подразумевает возведение более 100 тысяч квадратных метров жилья, однако начать можно буквально с одного блока. А он составляет, грубо говоря, четыре дома и стоит до 100 миллионов рублей. Другими словами, можно начать с небольших цифр и постепенно расширяться. Поэтому оставшаяся часть вложений не покажется космической.

Аналогичный подход можно применить к компании «Южные автобусные линии», которая завязана на множестве маршрутов, и совсем не обязательно, что сразу должны появиться все. Да и смысла нет, ведь рынок надо наращивать путем поэтапного предложения услуг. К примеру, начальный блок предполагает координацию маршрутов Закавказья с центром во Владикавказе, поездки в Москву и, возможно, другой крупный город страны, наподобие Нижнего Новгорода. Фактически пять-шесть маршрутов, в которые можно «войти» с приемлемыми суммами от 80 до 100 миллионов рублей. И в дальнейшем наращивать, закупать новый транспорт, искать новые маршруты. Такая поэтапность облегчает поиск инвестора: ведь не надо судорожно искать условный миллиард, что сделать изначально очень сложно, плюс проект обкатывается на практике, можно что-то подкорректировать по ходу, отказаться от чего-то или заменить.

В рамках форума планируется подписание нескольких соглашений о сотрудничестве с рядом регионов и крупных компаний. Каждый договор, даже если он носит рамочный характер, является конкретным. Лучше брать реальную структуру и выходить на небольшие проекты, чем подписать договор с международным валютным фондом и ничего не сделать. Мы должны уходить от подобной практики.

Беседовал В.ТУГАНОВ
«Северная Осетия», 18.09.2014