…Опять – игра? Опять – кино?..
// У Северо-Кавказской студии кинохроники появилась надежда на возрождение
«Нужно ли сегодня Северному Кавказу, региону с богатейшими кинематографическими традициями, свое кино?..». Этот вопрос – не просто риторический, ответ на который может и должен быть только утвердительным. Его предельно остро, ребром, ставит перед нашим регионом сама жизнь. Потому что язык киноискусства – игрового, документального, научно-популярного, анимационного – это тот универсальный язык, переводчик которому не нужен.
Язык, объединяющий сердца – и властно рушащий культурные и идеологические барьеры между людьми, народами и странами. Протягивающий между ними прочные ниточки взаимопонимания. И, в то же время – помогающий прорастать в зрительском сердце, особенно в сердце молодом, всходам гордости за свое Отечество. За его историю, за его духовное наследие, за славные имена, которые эту историю писали и «золотой песок» этого наследия, крупицу за крупицей, намывали…
«Хорошее, глубокое, умное, яркое и талантливое кино, снятое на Кавказе и о Кавказе, – это мощнейшее оружие для развенчивания «в массах» негативных стереотипов и страшилок о нашем регионе. И эффективнейший инструмент для того, чтобы наглядно донести до зрителя очень простую и очень важную мысль: многонациональный и многоконфессиональный Северный Кавказ, край с уникальной древней культурой и интереснейшей историей – это неотъемлемая часть нашего большого Отечества, которое зовется Россией. Неотъемлемая как геополитически, так и духовно», – твердо убеждено сегодня кинематографическое сообщество СКФО.
А единым для республик Северного Кавказа центром кинопроизводства на протяжении многих десятилетий являлась именно Северная Осетия. Еще с тех пор, как в 1945 году во Владикавказе постановлением Правительства СССР была создана Северо-Кавказская студия кинохроники, а в 1965-м, решением Гостелерадио СССР на базе Северо-Осетинского телевидения – студия телевизионных фильмов. Вокруг них консолидировались лучшие творческие силы региона. Документальные и игровые фильмы, снимавшиеся на этих студиях, входят сегодня в «золотой фонд» советского кино.
На базе обеих студий велась очень серьезная работа по воспитанию и подготовке молодого кадрового пополнения, которое приходило в северокавказский кинематограф – режиссеров, сценаристов, операторов… Пока не грянули перестроечно-рыночные реформы. После 1991 года производство игровых телефильмов в республике было свернуто. Через некоторое время было полностью прекращено финансирование Северо-Кавказской студии кинохроники из госбюджета – и остановлена ее деятельность…
– В итоге, к чему мы на сегодняшний день пришли? Свое игровое кино на Северном Кавказе, фактически, уже полтора десятка лет как не снимается. Да, работают и в нашей республике, и в соседних субъектах СКФО независимые, частные документальные киностудии. Да, сохранен, к счастью, в кинематографе региона крепкий кадровый костяк – хотя вопрос воспитания молодых кадров и преемственности поколений тоже уже дает в нашем профессиональном сообществе о себе знать достаточно остро, и его надо решать. Но чтобы действительно возродить северокавказское кино, нужна консолидация. Нужен единый базовый центр, способный «потянуть» непростую работу по его возрождению. И нужна этим инициативам господдержка, – убежден председатель Северо-Кавказского объединения Союза кинематографистов России и Северо-Осетинского республиканского отделения СК РФ, заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Гулуев. – И на протяжении вот уже целого ряда лет наш региональный творческий союз ставит перед своим московским руководством и перед другими высокими инстанциями, федеральными и республиканскими, вопрос о том, чтобы такой центр был создан именно во Владикавказе, на базе Северо-Кавказской студии кинохроники.
– В последний раз мы с Вячеславом Моратовичем озвучили это предложение совсем недавно – в Москве, в Доме кино, где 25 декабря прошлого года состоялся очередной пленум Союза кинематографистов России под председательством Никиты Сергеевича Михалкова. И снова напомнили там своим коллегам из других регионов страны, как высоко была поднята в советские годы планка северокавказского кино – документального, научно-популярного и игрового. Кино, которое ни в коем случае не было провинциальным. Напомнили о том, что Северо-Кавказская студия кинохроники на протяжении десятилетий была очень достойной и бережной хранительницей лучших традиций так называемого «большого советского имперского стиля» в киноискусстве. И, одновременно, в рамках этого стиля у нас в регионе всегда давалась «зеленая улица» новаторству и творческому эксперименту, – рассказывает, продолжая эту тему, киновед, сценарист, член СК РФ Индира Черджиева. – Более того. Именно сам формат государственной киностудии как раз и генерировал внутри себя преемственность поколений в северокавказском кино, преемственность крепких и талантливых профессиональных кадров, которым было где и у кого учиться… И если все это так исправно и отлаженно работало тогда, зачем же сегодня отбрасывать тот драгоценный опыт? Тем более на фоне того, какое значение сегодня придается руководством страны решению социально-политических и культурных проблем Северного Кавказа… И Никита Сергеевич там, на пленуме, всецело поддержал эту идею. Заверив, что будет «продвигать» ее на самом высоком государственном уровне.
…Так и родилось письмо-обращение, направленное 8 января текущего года Северо-Кавказским объединением Общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации» на имя Президента России Владимира Путина.
«Обращаемся к Вам по вопросу воссоздания Северо-Кавказской киностудии – единого для республик Северного Кавказа центра производства и проката отечественных фильмов, кинохроники и кинолетописи… К настоящему времени деятельность Северо-Кавказской студии кинохроники практически остановлена, не работают корпункты, полностью прекращено финансирование, а само предприятие выставлено Госимуществом России на торги и вскоре будет продано вслед за недавно приватизированной Ростовской студией кинохроники», – с тревогой констатировалось в этом письме, подписанном В.Гулуевым, председателями Дагестанского, Кабардино-Балкарского, Чеченского и Ставропольского отделений СК РФ М.Сулеймановым, В.Вороковым, Д.Омаевым, В.Баскаевым и руководителем Представительства СК РФ в Республике Ингушетия М.Дзортовой.
И выносился на рассмотрение Президента России целый ряд конкретных предложений по этому вопросу.
Во-первых – приостановить продажу комплекса зданий и сооружений Северо-Кавказской студии кинохроники.
Во-вторых – совместно с Союзом кинематографистов РФ провести технологическую экспертизу состояния помещений и оборудования студии, оценку творческого и экономического потенциала, которым она на данный момент располагает, и на основе всего этого разработать и начать воплощать в жизнь стратегический план ее развития.
И, в-третьих – «рекомендовать Департаменту кинематографии Министерства культуры РФ принять решение о выделении целевых квот государственной поддержки производства и проката игровых и документальных фильмов на Северном Кавказе».
– И наше письмо не просто не осталось без ответа. «Мечты все-таки сбываются!» – такими словами можно передать всю ту гамму чувств, которая нас сегодня окрыляет, – поделился на днях с «СО» хорошей новостью Вячеслав Гулуев. Впрочем, «хорошей» – это, пожалуй, слишком нейтрально сказано. «Замечательной» – вот так сказать будет гораздо вернее.
«Медведеву. Просьба рассмотреть и поддержать. 27.01.2014», – такую размашистую и твердую резолюцию оставил на этом обращении кинематографистов Северного Кавказа Президент России Владимир Путин. А в официальном ответе, поступившем в конце января на имя руководства Северо-Кавказского отделения СК РФ из Москвы, из Аппарата Правительства Российской Федерации, сообщается, что распоряжение «проработать данный вопрос в соответствии с указанием Президента РФ В.В.Путина» и представить свои предложения в Правительство РФ с проектом доклада президенту уже даны руководству Минкульта, Минэкономразвития, Минфина России и Росимущества.
– Так что теперь мы ждем, что последуют и реальные шаги, предпринятые на федеральном уровне, чтобы сдвинуть ситуацию вокруг Северо-Кавказской студии кинохроники с мертвой точки. И очень надеемся на положительное решение этого вопроса. Конечно, если это произойдет, работа по ее возрождению предстоит большая и непростая. Но все стартовые условия для того, чтобы сделать ее базовым центром северокавказского кинопроизводства, у нас есть, – подчеркивает Вячеслав Гулуев.
А «СО», в свою очередь, будет внимательно отслеживать судьбу этой идеи. Потому что, как совершенно справедливо сказано в процитированном выше письме-обращении, «кинематограф и сегодня остается мощным средством идеологического воздействия, проводником культуры и образования, отражением жизни народов нашей страны». А «воссоздание кинематографической базы на Северном Кавказе принесет скорые и эффективные результаты».
Е.ТОЛОКОННИКОВА
«Северная Осетия», 14.03.2014