Военно-Грузинская дорога на пороге масштабной реконструкции
В эти дни вдоль нескольких участков Военно-Грузинской дороги можно наблюдать скопление мощной дорожной техники: многотонные грейдеры, бульдозеры, экскаваторы, управляемые дорожниками республиканского филиала Упрдора, прокладывают канву для закладки нового полотна автомагистрали в районах населенных пунктов Редант, Балта, Чми, Нижний Ларс с тем, чтобы со временем значительно расширить трассу, избавив ее от опасных извилистых участков, и обеспечить оптимальные условия для движения все увеличивающихся транспортных потоков.
Политическое потепление и укрепление международного экономического сотрудничества между Грузией, а за счет этого и с другими государствами Закавказья, уже послужило стимулом к тому, чтобы перевести работу многостороннего пункта пропуска «Верхний Ларс» на круглогодичный круглосуточный режим работы. Конечно же, значительный рост транзитного транспорта и числа граждан, пересекающих государственную границу на этом участке, прогнозировался в федеральных кабинетах исполнительной власти уже давно, и наравне с этим велась и разработка перспективной стратегии по обустройству данной дорожной артерии, чтобы она могла оптимально «проглотить» все грузопотоки и отвечать современным техническим нормам.
Масштабная реконструкция автодороги, ведущей из столицы Северной Осетии к государственной границе между Россией и Грузией, рассчитана до 2020 года. Этот вопрос уже прошел первичное согласование в Министерстве транспорта РФ и Российском дорожном агентстве, и есть все предпосылки к тому, чтобы качественным образом преобразить Военно-Грузинскую дорогу, носящую идентификационный код «А-301», значительная часть которой проходит в горной местности по Дарьяльскому ущелью.
И вот, первые практические шаги уже делаются, в чем и убедились вчера корреспонденты «СО», побывавшие на месте начавшейся реконструкции. Ремонтники планомерно отсыпают грунт, с помощью мощных насосов откачивают воду, кое-где уже проводится и бетонная стяжка для фундамента будущей магистрали.
Специалисты-дорожники едины во мнении: нынешняя автодорога не соответствует сложившемуся сегодня интенсивному транспортному потоку, и на этом отрезке между Владикавказом и селением Нижний Ларс есть участки, относящиеся к низшей, третьей, категории. В центре внимания проектировщиков и дорожных строителей – 14 километров автотрассы: реконструкция началась от поселка Редант, но главное в том, что новая дорога пройдет в обход населенных пунктов, а это позволит водителям не менять скоростной режим на всем пути следования, а местных жителей избавит от опасности угодить под колеса автомашины.
Безусловно, проектирование дороги, которая проходит в горной местности, предъявляло повышенные требования к специалистам, ведь важно было учитывать множество факторов в своей работе. Горные склоны, перепад высот, сложный рельеф, быстрые воды Терека – все это так называемые особые обстоятельства. Именно поэтому следовало учитывать возможные опасности, связанные с камнепадами, осыпанием скальных пород, сходом селевых потоков, держать в поле зрения лавиноопасные участки. Такая дорога предполагает комплекс защитных и иных технических решений, что и было учтено в разработанном проекте.
Пока же водители-транзитники проезжают по привычному старому полотну, умело лавируя по узкому серпантину и едва разъезжаясь со встречными машинами, до минимума снижая скорость на извилистых поворотах. Но с большой надеждой всматриваются в расчищаемый горный ландшафт, по которому в скором будущем проляжет новая добротная и безопасная дорога. А строителям-дорожникам от всей души желают: темпов не сбавлять!
З.ТИМЧЕНКО
«Северная Осетия», 27.02.2014
Фото – К.ФАРНИЕВ