Урал – Алания. Сравнительные параллели. Часть 2. Городские эскизы
Игорь ДЗАНТИЕВ
На нашем сайте «Осетия-Квайса» можно найти подборку публикаций под общим названием «Прогулки по Владикавказу». А вот теперь нам представилась возможность совершить прогулку по Екатеринбургу. И автобусную, и пешую. И, конечно, возможность сравнить.
На улицах уральской столицы
Главная пешеходная артерия Екатеринбурга – ул. Вайнера, к известным братьям-писателям не имеет никакого отношения. Она названа так 90 лет назад в честь уральского большевика, погибшего в 1918 году в боях с белогвардейцами. Со считающимся пешеходным проспектом Мира (бывший Александровский проспект, носивший еще и название Пролетарский) во Владикавказе она имеет как сходство, так и существенные различия. Роднит их, прежде всего, то, что обе улицы насчитывают давнюю историю (хотя Вайнера и стала пешеходной менее десяти лет назад) и несут в себе много сохранившихся памятников архитектуры. Обе являются излюбленным местом прогулок горожан, особенно молодежи. Но дальше начинаются отличия.
Проспект Мира шире: при том, что по нему ходят в обе стороны трамваи, остается достаточно простора и для пешеходов. А самим пешеходным прогулкам добавляет комфорта обрамленная рядами деревьев центральная аллея. На ней много лавочек, и летом там не всегда найти свободное место.
Улица Вайнера в Екатеринбурге, скорее, напоминает московский Арбат. Здесь много чего расположено, но больше всего привлекают, особенно гостей столицы Урала – довольно многочисленные памятники. Самый последний из них – герою популярного телесериала Гене Букину, роль которого исполняет актер из Екатеринбурга – был открыт буквально за день до нашего приезда. Знатоки утверждают, что это первый памятник в России, отлитый в честь сериального телегероя.
Памятники – это хорошо. Около них и вместе с ними любят фотографироваться и сами горожане, и те, кто в Екатеринбург приехал.
Во Владикавказе на проспекте Мира, если не считать монумента Ленину на одноименной площади, когда-то так красиво называвшейся – Театральной, есть только один памятник, предназначенный для пешеходной зоны. Но именно он, памятник Коста Хетагурову работы известного скульптора Владимира Соскиева вызывает неутихающие споры, а нередко – и весьма вольные обращения с ним «безбашенной» молодежи, что снова и снова подогревает остроту дискуссий. Говорят, что этот памятник скоро перенесут. Возможно, это и правильно. Органичней всего он вписался бы, например, в дворик в Доме-музее самого Коста Хетагурова.
Но главное отличие пешеходного Владикавказа от пешеходного Екатеринбурга – не в скульптурных композициях. Бросается в глаза, что улица Вайнера – действительно пешеходная, а проспект Мира – нет и еще раз нет.
Три объекта лишают проспект в столице Северной Осетии этого статуса – стоматологическая поликлиника, которая стала рассадником бесконечных автопрогулок по проспекту (город на Тереке, наверное, лидирует по числу стоматологических кабинетов, аптек и автомобильных заправок в расчете на душу населения); УВД по г.Владикавказ, которое заняло здание бывшего техникума электронных приборов и создало стоянку служебных и личных автомашин прямо на проспекте; и головной офис республиканского отделения партии «Единая Россия» в здании некогда гремевшей швейной фабрики. Партийцы тоже соблюдением правил себя не утруждают. Редко когда у офиса «Единой России» во Владикавказе не стоит иномарка. Вот они и есть настоящие хозяева проспекта.
А в Екатеринбурге хозяева улицы Вайнера – горожане. На пешеходной улице, наряду с объектами культуры (художественный музей) и торговли, чиновники тоже восседают (Министерство здравоохранения и банк), но как-то незаметно: не видно ни одного автомобиля ни в выходные дни, ни, как заверили нас, и в будни. Они паркуются с другой стороны и не мешают пешеходам. И это при том, что городские власти Екатеринбурга вроде бы не отмечены особыми регалиями, а вот власти Владикавказа, как ежедневно в течение месяцев возвещает официальный сайт, позиционируются как лучшие среди всех городов России. По мне – так лучшим бы в России был бы наш город, чем его начальники. Но до этого, видимо, еще далеко.
Следующим наблюдением всей журналисткой группы из Северной Осетии, а, вернее, удивлением, да еще каким, стало то, что за весь день мы не встретили в Екатеринбурге ни одного гаишника. Может, это случайность – бывает же, что звезды распоряжаются так нестандартно. А, может, и что-то другое, связанное наверняка с небезупречной, но все же с несколько иной постановкой работы по обеспечению безопасности и порядка на дорогах.
Что еще бросилось в глаза, так это многочисленные стройки и в Екатеринбурге, и в Верхней Пышме. Причем, ведется как новое строительство, так и реставрация ценных в архитектурном отношении зданий.
Уральским жителям не все из уже завершившихся и еще ведущихся строек по душе. При неоднократном упоминании ни разу, например, не услышал доброго слова в адрес возведенного дворца «под старину», в котором на широкую ногу расположилось представительство Президента РФ в Уральском федеральном округе. Возникают сразу два вопроса. Первый – зачем такие огромные деньги выброшены на чиновничий дворец? И второй – зачем полпредству столько квадратных метров, а, значит, и столько чиновников? Это управленческое звено и без того многим представляется ненужным, а тут – такой размах!
Осетины Екатеринбурга
По сравнению с дворцом полпреда и его свиты единственное в городе кафе, где пекут осетинские пироги, затерялось в привычных многоэтажках. И только вынесенная на тротуар фигура девушки в национальном костюме призывно зовет внутрь. В этом кафе Андрея Габараева базируется и осетинская культурная община, которую возглавляет кандидат филологических наук, доцент Лиана Гаглойтэ. Она вместе со старейшинами и встречала гостей из Владикавказа.
Каждый из пришедших на встречу с родиной людей – это человек-эпоха на Урале. Казбек Доев приехал на перекрестье Европы и Азии в 1975 году после окончания Северо-Осетинского государственного медицинского института. С тех пор прикипел к здешним местам и к здешним радушным людям. Казбек Майрамович долгое время возглавлял медицинскую службу Кочканарского горно-обогатительного комбината. Когда уже прозвучали обязательные тосты, он обратился ко всем с необычными для застолья словами, сообщив, что не так давно пробыл довольно долго во Владикавказе и знает тревожные настроения людей в отношении завода «Электроцинк». Он выразил мнение, что эти настроения рождены не на пустом месте и ему, как медику, много лет проработавшему в системе горнорудной промышленности, понятны.
Вместе с тем, доктор Доев сказал и о другом: «Хотелось бы, чтобы УГМК чувствовал себя во Владикавказе комфортно, чтобы экологические и социальные вопросы решались бы эффективно и не в последнюю очередь. Зная Махмудова и Козицина (руководители УГМК – ред.), уверен, что так и будет».
Его слова поддержала и заслуженный педагог-ветеран Зарифа Тибилова, дочь главного инженера завода «Электроцинк», которого, как и многих заводчан, в том числе руководителей, коснулась страшная волна репрессий тридцатых годов.
Супруги Салеевы пришли на встречу с делегацией осетинских журналистов вместе. Руслан Ахмедович – известный на Урале врач, доктор медицинских наук. Но самое главное его звание – осетинский зять, чем он уже более сорока лет гордится. Виктория Кантемировна, его верная спутница жизни, – дочь Героя Великой Отечественной войны генерала Цаликова. В семье Салеевых царят лад и взаимное уважение, супружеская чета всегда активно участвует во всех мероприятиях осетинской культурной общины, а сам глава семейства уверенно произносит тосты на осетинском языке, что и подтвердил под одобрительные возгласы собравшихся.
Еще один уникальный человек – Эрик Николаевич Гадзалов. Его стаж на Урале – 57 лет! По его бодрому и энергичному виду никогда не догадаешься, что в прошлом году он отметил свой 80-летний юбилей. Эрик Николаевич – горный инженер, с 1954 года – в Красноуральске. О нем часто писали местные газеты. И не только как о прекрасном специалисте, но и как о человеке с интересной судьбой. Не каждый ведь знаком с женой легендарного Рихарда Зорге. А Гадзалов не только знаком, но и одно время даже переписывался, а, будучи в Японии, преподнес ей букет цветов – в те теперь уже далекие времена каждый советский человек искренне ощущал себя патриотом великого многонационального государства и стремился проявлять это во всем.
Было неожиданным видеть во главе стола доктора филологических наук, профессора двух университетов – Северо-Осетинского и Юго-Осетинского, автора четырехтомного толкового словаря осетинского языка Николая Габараева. 88-летний ветеран Великой Отечественной войны, дошедший до Австрии и освобождавший Вену, полон решимости сделать еще немало полезного на ниве национального просвещения. Вот только приходиться ему постоянно переезжать с места на место, от одного из детей или близких родственников к другому. Собственного жилья ни в Цхинвале, ни во Владикавказе у заслуженного человека, несмотря на президентские указы, так и нет. Но Николай Ясонович надеется, что такой момент все же когда-то наступит, а, главное, этот момент застанет его здравствующим, чего и мы ему пожелали.
Театр, который сумел удивить
Если бы мне перед поездкой на Урал сказали, что нас можно будет поразить театром, никогда бы не поверил. Не потому, что Екатеринбург как-то принято считать больше промышленным центром страны. Нет, с высокими традициями в культурной жизни здесь тоже всегда было все в порядке. Просто человека, много повидавшего и в московской театральной жизни, при том, что и Владикавказ – признанный театральный город на всем Кавказе (Вахтангов, Булгаков – одни эти имена самодостаточны), действительно, непросто удивить. Но театру Николая Коляды – Коляда-театру, который насчитывает 60 зрительских мест в своем зале, это удалось. Как говорится, мал зрительный зал, да дороги режиссерский подход и актерская игра.
Детально описывать и разбирать спектакль – дело придирчивых театральных критиков. Я же поделюсь впечатлениями зрителя, остро воспринимающего и сюжетную, и текстовую, и постановочную фальшь. Обо всех этих опасениях пришлось забыть уже через несколько минут после начала спектакля «Фронтовичка». Сделанный не по шаблону, а с большой творческой выдумкой режиссера, он позволил при таких нетривиальных постановочных подходах почувствовать актерам ту увлеченность своими героями и самой сюжетной линией, которая никогда не позволит выйти на сцену с потухшими глазами.
Глаза горели у каждого участника спектакля, даже у тех, кто был задействован вроде бы во второстепенных ролях. Оговорка «вроде бы» напрашивается потому, что все роли в таком спектакле (а в нем, по словам Николая Коляды, «участвуют почти столько же актеров, сколько в зале зрителей») – главные. В нем нет проходных эпизодов. Послевоенная судьба героини и маленького уральского городка, а вместе с ними – и всей тогдашней советской страны, передана очень органично, убедительно и с таким подтекстом, который проецируется на сегодняшний день, на сегодняшние общественные нравы.
После спектакля мы встретились с создателем, художественным руководителем и главным режиссером театра. Николай Коляда, еще известный писатель, драматург и сценарист, рассказал, что автором пьесы является его 24-летняя ученица по театральному институту Анна Батурина. И это, конечно, тоже удивило. Такое чувство времени, в котором молодой драматург не жила, говорит о ее большом литературном таланте.
Впрочем, как мы убедились, там, где Коляда, там всегда и все талантливо. Даже старый дом по улице Тургенева, в котором размещается Коляда-театр, а сценой служит одна из 28 имевшихся в этом доме комнат. Теперь этот дом – своеобразный музей дореволюционной российской и советской жизни. Перед входом в комнату-зал вас окружают всевозможные предметы и символы прошедших эпох, от изобилия и разнообразия которых разбегаются глаза. А все это антикварное собрание нашел, приобрел, расставил в «творческом беспорядке» сам Николай Коляда.
После спектакля он ни одному человеку не отказал в автографе. На театральном входе на маленьком столике лежали его книги – сборники пьес. За две минуты столик опустел. Коляда принес еще и не успокоился, пока не подписал книгу каждому желающему.
Интересная для Осетии деталь: книги можно было только купить – за 100 рублей. И это правильно. Во Владикавказе привыкли, чтобы им книги дарили. Даже когда получатель подарка – богатый человек, а даритель издал книгу на последние деньги. Как правило, именно так и бывает. А Николай Коляда, вежливо извинившись, сказал: «Вы знаете, мы существуем за счет своей творческой деятельности и содержим себя сами».
В этой фразе – еще один поучительный урок всем, кому трудно в сфере культуры и искусства. Никогда не следует сидеть и ждать, когда тебе подкинут выгодный заказ или деньжат из бюджета. Конечно, культура не может существовать без широкой и целенаправленной государственной поддержки. Но и быть только на «иждивении» – привычка, которая развращает. Можно только представить, если бы какой-то наш театр остался бы один на один с таким нетеатральным помещением, с каким оказался неудобный чиновникам Коляда. Но он же нашел выход, а теперь, имея какой-никакой тыл, добившись признания не призывами, а делом, ставит другие задачи.
Окончание следует