Южная Осетия в контексте региональной политики
Ситуация на Юге России и в Закавказье по-прежнему остается в центре внимания российских политологов. Бурные события ушедшего года вокруг Украины и вызванное ими напряжение международной обстановки не обещают снизиться и в наступившем году. Об итогах внешней политики на закавказском направлении в 2014 году и перспективах развития событий в 2015-м размышляет в интервью Кавказскому геополитическому клубу автор книги «Современная Южная Осетия: уроки и вызовы», изданной Российским институтом стратегических исследований (Москва), Александр СЕРГЕЕВ.
– Александр Леонидович, какое событие вы считаете главным для Южной Осетии в ушедшем году?
– Бесспорно, это – парламентские выборы, причем не сами по себе, а те послания власти, которые на них ярко выразил народ республики. Главное из них – острое желание скорейшего вхождения в состав России.
Масштабный кризис на Украине ставит и неизбежно будет ставить Южную Осетию в зону повышенного внимания российской политики. Но нет худа без добра, и благодаря этому можно попытаться решить очень многие проблемы, копившиеся здесь годами. Главное, чтобы эти решения не были запоздалыми, а возникающие в ее региональном окружении политические риски не несли Южной Осетии смертельные угрозы.
Межгосударственный договор о сотрудничестве и интеграции между Россией и РЮО, над которым сейчас ведется работа, решит несколько важнейших проблем. И от этого зависит судьба каждого ее гражданина. Это проблемы внешней безопасности и ликвидация таможенных сборов, из-за которых в республику не могут попасть многие российские хозяйствующие субъекты, а цена на любой продукт и услугу минимум в полтора раза выше владикавказской или ставропольской. Югоосетинское малое и среднее предпринимательство несет тяжелейшее бремя без выхода на российские рынки, и без него ничего серьезного представлять из себя не может.
Руководство республики наконец-то начало сравнительно серьезную работу по ремонту цхинвалских улиц и разборке руин на окраинах города. Эти шаги дали людям надежду на нормальную жизнь в средне- и долгосрочной перспективе.
И все же пока эти действия не хочется переоценивать: состояние югоосетинского социума и социотехнической сферы остается предельно тяжелым. Сделана лишь малая толика необходимого.
– Вы упомянули внешнеполитическое окружение Южной Осетии. Что можно отметить по этой проблеме?
– Что касается Закавказья в целом, то здесь приходится констатировать из рук вон плохую работу российской властной вертикали и политико-экспертного сообщества, определяющего властный мейнстрим России в указанном направлении. В отношении жизненно важных точек российской цивилизации не формируются адекватные и понятные макрополитические цели и соответствующие системы знания для их реализации. Это большая беда!
В результате Россия не присутствует в Закавказье так, как должна присутствовать. Это явно видно даже на примере событий в Абхазии летом прошлого года. Мы оказались полностью не готовыми к бурному развитию событий в этой республике, связанными с требованиями народа смены власти.
Недавно заключенный российско-абхазский договор о сотрудничестве – скорее, попытка задним числом как-то исправить сложившееся положение, нежели серьезное стратегически продуманное действие.
– Как, по-вашему, будут развиваться события в Закавказье в наступившем году?
– Антироссийская активность самых разнообразных геополитических субъектов будет нарастать на всех фронтах, и Закавказье в этом отношении не станет исключением. Даже в Южной Осетии, казалось бы, абсолютно пророссийском и зависящем от России регионе, стали активизироваться самостийные настроения. Реализация планов их носителей нанесет Южной Осетии смертельный удар, однако они продолжают упорствовать.
Отсутствие целеполагания в закавказской политике, пожалуй, наша самая страшная беда! России пора стремительно определяться: что она хочет получить от каждого из закавказских государств в стратегическом и тактическом отношении? Каким она видит будущее Абхазии и Южной Осетии, исходя из реальной международной обстановки и на ближайшую перспективу?
– Как вы относитесь к потенциалу евразийской интеграции и участию в ней Южной Осетии?
– Интеграция – единственный шанс спасения российской цивилизации в современных условиях. Сегодня должны быть брошены все силы для выработки ее четкого, определенного и реалистичного идейно-смыслового содержания в экономической, финансовой, социокультурной, социотехнической и иных сферах.
А экономическая, культурная интеграция России и Южной Осетии, а также в сфере взаимной безопасности должна стать первичным звеном процесса, толкающего вперед весь евразийский интеграционный механизм! От того, как он пойдет, в каком качестве и какими темпами, будут зависеть и перспективы жизни югоосетинского социума, конечно же.
– Что, по-вашему, ждет грузино-осетинские и абхазские отношения, а также российско-грузинские?
– Существенные позитивные изменения в них, плодотворный межгосударственный диалог возможны только в случае смены грузинской правящей элиты и признания Грузией независимости Абхазии и Южной Осетии, публичного покаяния ее руководителей за акты геноцида девяностых-двухтысячных годов с выплатой соответствующих репараций. Однако подобных вещей в ближайшем будущем не предвидится.
Что касается отношений России со всеми названными государствами, то и здесь она должна понять: каким она хочет видеть их будущее? А после этого следует искать соответствующие силы внутри республик, которые помогли бы осуществить желаемые цели.
Прорыв в отношениях между Россией и Грузией станет возможным только через целую систему двусторонних адекватных уступок, а не односторонних, как это часто происходит с Россией. Увы, большая часть грузинской элиты мыслит абсолютно в другом ключе, а это значит, что добыть искомые варианты стабильности и благополучия на Кавказе окажется весьма трудным делом.
Беседовала Я. АМЕЛИНА, секретарь-координатор
Кавказского геополитического клуба
«Северная Осетия», 10.02.2015