Вячеслав ГОБОЗОВ: «В Южной Осетии власть должна быть поставлена под контроль общества»
В конце января 2010 года социалистической партии «Фыдыбаста» Республики Южная Осетия (РСПФ) исполнилось 11 лет. Из всех политических организаций Южной Осетии старше нее только Коммунистическая партия РЮО. На сегодняшний день в партии «Фыдыбаста» состоит более 1200 членов (при требуемом законом минимуме – 300), она имеет региональные отделения в г.Цхинвал и во всех районах республики. Бессменным лидером югоосетинских социалистов является Вячеслав Гобозов, который ратует за кардинальную реформу государственно-политической системы Южной Осетии.
С ним встретился наш корреспондент Андрей ТИГИЕВ.
– Вячеслав Федорович, какова Ваша оценка сложившейся сегодня в Южной Осетии общественно-политической ситуации?
– Я оцениваю общественно-политическую ситуацию в РЮО как очень сложную, чреватую социальным взрывом. Общество до сих пор не получило ответов на многие вопросы. Например, почему республика оказалась не готова – даже в минимальной степени – к войне? Почему грузинам удалось за одну ночь захватить значительную часть Южной Осетии и войти в Цхинвал? Где были те, кто обещал «войну на чужой территории», «удары возмездия по грузинским городам»? Почему при восьмилетней чуть ли не всеобщей милитаризации населения защитники РЮО в итоге оказались практически безоружными? Куда пропали компенсации, выделенные Россией для жителей республики? По чьей вине тормозятся восстановительные работы?
Наша власть, судя по всему, ничего не поняла и ничему не научилась. Что происходит у нас в республике сегодня? Кадровая чехарда, правовой, полицейский и чиновничий беспредел – вместо серьезного, объективного, системного анализа происшедшего, в том числе своих упущений и ошибок, и сложившейся сейчас ситуации. Пробуксовка восстановления и вошедшая в анекдоты коррупция при распределении гуманитарной помощи – вместо разработки эффективной программы действий. «Охота на ведьм», наклеивание ярлыков и угрозы в адрес оппозиции, деление людей на «чужих» и «своих», изгнание из республики инакомыслящих – вместо шагов, обеспечивающих внутреннее согласие в РЮО.
«Венцом» же всего этого стали первые в условиях признанности парламентские выборы, оказавшиеся первыми и по степени скандальности, с беспрецедентно «грязной» избирательной кампанией и сомнительными (дипломатично говоря) результатами. Это были недемократические, нечестные и несправедливые выборы, а значит и парламент, избранный таким образом, вряд ли может считаться вполне легитимным.
– Не слишком ли у вас жесткие оценки? И не являются ли они следствием того, что, по официальным данным, возглавляемая вами партия «Фыдыбаста» не прошла в парламент РЮО?
– Вот именно, что «по официальным данным». В реальности же наша партия добилась серьезного успеха, но власти украли у нас победу. Почему им это удалось – другой вопрос. Мы проанализируем это и сделаем все, что не допустить ничего подобного в дальнейшем. В любом случае, у меня сегодня практически нет сомнений, что реальные результаты выборов серьезно отличаются от заявленных официально. И я имею достаточно оснований так думать.
Как иначе понять то, что все наши попытки проверить правильность официально опубликованных итогов выборов были проигнорированы властями. К примеру, мы запросили у ЦИК РЮО списки проголосовавших избирателей, потому что, по нашим данным, в них было включено большое количество «мертвых душ» (т.е. избирателей, которых не существует в природе), а также избирателей, за которых «проголосовали». Центризбирком «героически» отмолчался. Мы запросили результаты голосования по избирательным участкам, так как подозревали массовый вброс «левых» бюллетеней на многих из них. Тот же результат. О том, что было в ходе предвыборной кампании, уже и говорить не надо – всем и так все известно. В том числе и то, что такого рода нарушения стали возможны только лишь вследствие попустительства, а то и прямого участия в них гаранта Конституции РЮО – президента Э.Кокойты.
Поймите, для нас не является главным, сколько процентов набрали мы, та или иная партия. Обиднее всего то, что эти «выборы» фактически поставили под сомнение в глазах мирового сообщества нашу способность построить нормальное демократическое государство. К тому же все вышесказанное – далеко не полный перечень всех «прелестей» сложившейся в РЮО ситуации. Сложившейся – особо подчеркиваю! – вследствие действий руководства РЮО, которое ради сохранения своих кресел готово, похоже, пожертвовать всем, в том числе и интересами республики.
– Вы считаете, что Эдуард Кокойты как президент РЮО не сможет справиться с решением проблем, стоящих перед республикой?
– Южная Осетия в августе 2008 года получила уникальный исторический шанс – построить полноценное демократическое государство при всесторонней поддержке такого могущественного союзника, как Россия. Однако с тех пор, к сожалению, мы пока так и не продвинулись к этой великой цели. Прошедший год уже стал годом упущенных возможностей, и ответственность за это лежит, в первую очередь, на президенте РЮО. И сегодня есть все основания для сомнений в способности нынешних югоосетинских властей реализовать на практике предоставленный нам Россией исторический шанс. Во всяком случае, прошедший год четко показал, что Э.Кокойты и его окружение не способны эффективно управлять государством, а тем более строить его. Они действуют как классические временщики, то есть не связывают свою дальнейшую судьбу с республикой, которой пока руководят.
Поэтому, если уж говорить о моем личном мнении, то я считаю, что самое лучшее, что может сделать сегодня для Южной Осетии Эдуард Кокойты – это добровольно и досрочно уйти в отставку с поста Президента РЮО. И дело здесь не в наших личных отношениях, хотя именно в период его правления меня – единственного, наверное, в Южной Осетии – дважды по смехотворным и абсолютно незаконным причинам снимали с парламентских выборов. Между тем, напомню, я был депутатом всех «дококоевских» парламентов.
Но вопрос совершенно не в этом, а в том, что к Эдуарду Кокойты у народа РЮО накопилось немало претензий. Он не решился дать честные ответы на те вопросы, о которых говорилось выше. Он не смог предотвратить послевоенный хаос, ему не удалось справиться с коррупцией, наоборот, складывается впечатление, что коррупционные «токи» идут непосредственно от его ближайшего окружения. Он нарушил свои обязанности гаранта Конституции РЮО, проведя выборы, результаты которых вызывают сомнения даже у друзей РЮО. Мало того, он сам непосредственно вмешивался в избирательный процесс, став, по моему глубокому убеждению, инициатором травли РСПФ…
Что далеко ходить: стоило Эдурду Кокойты на время отойти в тень, дать больше самостоятельности новому премьеру Вадиму Бровцеву и его правительству, как сразу же начали просматриваться некоторые положительные тенденции, сдвинулось с мертвой точки решение многих вопросов, казалось бы, безнадежно зависших во время «ручного управления» республикой Эдуардом Кокойты. Не знаю, правда, насколько серьезны будут эти положительные сдвиги, но, боюсь, они закончатся именно после того, как президенту РЮО надоест стоять в стороне.
Деятельность Э.Кокойты на посту Президента РЮО все чаще в последнее время становится чуть ли не главным источником напряженности ситуации в Южной Осетии. Даже так называемая сегодняшняя стабильность в РЮО – это, скорее всего, лишь результат какой-то иррациональной убежденности значительной части нашего общества в том, что Э.Кокойты скоро уйдет («его снимет Россия»), а потому надо только еще чуть-чуть потерпеть, дождаться, когда «Россия пришлет другого президента». А что будет, когда развеются эти иллюзии, когда люди поймут, что этот вопрос – не проблема России, когда они обнаружат, что Э.Кокойты не только не собирается уходить, но и продолжает выискивать конституционные лазейки для того, чтобы остаться у власти и дальше? Сохранится ли и тогда эта хрупкая тишина в Южной Осетии?
– Не кажется ли Вам, что эти Ваши высказывания оппоненты могут трактовать как доказательство того, что оппозиция хочет совершить «конституционный переворот»? Тем более, что подобные обвинения в адрес оппозиции уже звучали со стороны представителей властей РЮО…
– Нет, не считаю. Наоборот, я считаю обвинения в «конституционном перевороте» чистейшей воды спекуляцией со стороны тех, кто не хочет и боится назревших политических реформ. Переворот – это незаконное действие, я же, как любой другой гражданин РЮО, как один из тех, кто стоял у истоков создания нашей республики, имею и законное, и моральное право призвать президента РЮО уйти в отставку. Я имею право дать свою оценку, высказать свое мнение о его деятельности.
Э.Кокойты, безусловно, останется в истории нашего народа. С каким знаком – другой вопрос. Чего в его деятельности было больше – положительного или отрицательного – будет решаться на весах истории. Но сегодня, говоря объективно, Э.Кокойты утяжеляет именно отрицательную чашу этих «весов». Поэтому я считаю, что его добровольный и досрочный уход с поста Президента РЮО был бы лучшим вариантом и для РЮО, и для него самого.
Могу также со всей ответственностью заявить, что я и далее буду делать все, чтобы не допустить пожизненного срока для него или кого бы то ни было. Как собирается поступить сам Э.Кокойты – это вопрос его личного выбора. Но нарушением закона, а тем более какими-то «переворотами» здесь и не пахнет.
К тому же хочу особо подчеркнуть еще один момент. Не знаю, как для остальной оппозиции, но для РСПФ вопрос о политической судьбе Кокойты отнюдь не является каким-либо партийным приоритетом. Для нашей партии сегодня гораздо более принципиальным вопросом является необходимость кардинальных изменений в государственно-политической системе РЮО.
Более 10 лет назад мы создавали «Фыдыбаста» не для борьбы с президентом Кокойты, которого тогда, кстати, вообще не было в республике, или с кем бы то ни было еще. Мы – конструктивная оппозиция, имеющая свои конкретные предложения и конкретную программу действий. Другой вопрос, что власти РЮО просто не готовы сегодня к конструктивному диалогу. Руководство республики во главе с Э.Кокойты все еще находится в плену старых стереотипов. Оно никак не может смириться с тем, что период восьмилетнего безальтернативного политического комфорта для них закончился, не может приспособиться к качественно новой ситуации и не желает наладить хоть какой-то диалог с оппозицией.
– О каких конкретно изменениях в государственно-политической системе РЮО Вы говорите?
– Существующая сегодня в Южной Осетии государственно-политическая система явно недееспособна. Она нуждается в структурных и качественных реформах. Ее нужно строить на принципиально иной основе.
Речь, в первую очередь, идет о четком ограничении полномочий Президента РЮО. Большая их часть должна быть передана другим ветвям власти или перейти в раздел «совместных полномочий». Необходимо усиление роли Парламента, прежде всего, его контрольных функций. Правительство должно формироваться исключительно с согласия законодательной власти и по результатам парламентских выборов.
Надо внести серьезные изменения в избирательные механизмы, чтобы исключить произвол властных структур во время выборов. Необходимы законодательное обеспечение и ряд практических шагов для того, чтобы создать достаточные предпосылки для независимости судебной власти и формирования компетентного Конституционного суда. В ближайшее время надо начать формирование выборного местного самоуправления.
Необходимо создать максимально благоприятные условия для развития партий, реальной многопартийности, гражданского общества, свободного функционирования независимых СМИ. Во власть должны иметь возможность приходить люди, умеющие эффективно работать, брать ответственность на себя, люди с государственным мышлением, готовые строить свою страну, вне зависимости от их политических взглядов и отношения к действующей власти, а не только те, с кем «удобно» работать.
Бесспорно, серьезные структурные перемены нужны практически во всех сферах – внешней политике, военной сфере, экономической системе, гуманитарной сфере и т.д. Но, повторю, сейчас самое большое зло для Южной Осетии – это отсутствие реальной системы сдержек и противовесов, которая не позволяла бы одной ветви власти подминать под себя другие. В РЮО надо сформировать такую государственно-политическую систему, в рамках которой власть будет поставлена под реальный контроль общества, а, значит, ей придется тщательнее учитывать мнение людей.
В той системе, которая сейчас имеется в РЮО, любой, даже очень умный человек, оказавшийся на вершине власти, не застрахован от того, чтобы за короткий срок превратиться в маленького диктатора. При отсутствии независимых СМИ и хоть каких-то структур гражданского общества он быстро обрастет подхалимами и прихлебателями, оторвется от реальности и будет цепляться за власть до последнего. Примеры Людвига Чибирова и Эдуарда Кокойты только наглядно подтверждают это.
Уверен, без проведения упомянутых выше политических реформ та же самая ситуация сложится и вскоре после избрания нового президента. Один человек не должен обладать такой громадной властью в республике. Подобное невозможно ни в одном нормальном, демократическом государстве. Абсолютная власть развращает абсолютно – подтверждением этой общеизвестной истины является сложившаяся в РЮО ситуация.
– Да, но как заставить власть прислушаться к мнению ее оппонентов?
– С помощью всех разрешенных законом методов. К сожалению, мы имели немало возможностей убедиться, что руководство РЮО во главе с Эдуардом Кокойты не собирается осуществлять никаких политических реформ. И этих реформ не будет, если общество не будет побуждать к ним власть предержащих. А потому первоочередной задачей сегодня является консолидация всех здоровых сил Южной Осетии, независимо от их партийной принадлежности и имеющихся разногласий, вокруг главной цели – построения свободного, демократического государства.
Как показали парламентские выборы, именно разобщенность оппонентов нынешнего руководства РЮО стала одной из главных причин того, что властям удалось добиться выгодных для себя результатов в этой кампании. Надо объединяться, перешагнув через личные амбиции. Но объединяться надо не против кого-то или за кого-то, а на основе общих целей и конкретной программы строительства государства.
Изменить ситуацию к лучшему – это исключительно проблема народа РЮО. Ни Медведев, ни Путин, ни Россия в целом не будут делать это за нас. Они и так сделали для Южной Осетии больше, чем мы могли мечтать. В конце концов, независимость – это отнюдь не только праздник с флагами и демонстрациями, но и тяжкое бремя – самостоятельно принимать ответственные решения, определяющие судьбу государства, судьбу народа.
* * *
Социалистическая партия «Фыдыбаста» Республики Южная Осетия (РСПФ) ведет отсчет своей истории с января 1999 года, когда было создано Социалистическое народное движение «Фыдыбаста» (СНДФ), юридическим и фактическим преемником которого является РСПФ.
Бессменный лидер партии со дня ее основания – ГОБОЗОВ Вячеслав Федорович. Он один из тех, кто стоял у истоков национально-освободительного движения Южной Осетии в 1989 году. Являлся активным участником Народного фронта Южной Осетии «Адамон Ныхас», членом Оргкомитета I Съезда осетинского народа, делегатом I, II и IV Съездов осетинского народа. Депутат Парламента РЮО трех созывов (на протяжении 14 лет). Работал председателем комитета Парламента РЮО по внешней политике, обороне и безопасности (в двух парламентских созывах), заместителем министра иностранных дел РЮО, Личным представителем президента РЮО по урегулированию грузино-осетинского конфликта, Государственным советником Президента РЮО по внешней политике, обороне и безопасности.
В мае 1999 года, спустя четыре месяца после официальной регистрации, Социалистическое народное движение «Фыдыбаста» (СНДФ) заняло второе место на выборах в Парламент Южной Осетии третьего созыва. Имело свою фракцию в Парламенте РЮО. Ее лидер – Вячеслав Федорович Гобозов – баллотировался на пост Председателя Парламента РЮО и проиграл будущему спикеру с разницей всего в один голос.
В 2004 году СНД «Фыдыбаста» под надуманным и абсолютно незаконным предлогом было снято с выборов депутатов Парламента РЮО четвертого созыва. Примечательно, что накануне парламентских выборов в 2004 году «Фыдыбаста», согласно данным ряда опросов, опережало по популярности «партию власти» – РПП «Единство». После того, как СНДФ было снято с выборов руками ЦИК РЮО, объединение подало в суд и прошло две судебные инстанции. Однако, в нарушение законодательства РЮО, окончательного решения по вопросу о допуске «Фыдыбаста» на выборы Президиум Верховного суда РЮО в 2004 году так и не вынес. Члены Президиума Верховного суда Южной Осетии должны были рассматривать этот вопрос за два дня до дня голосования. Однако они просто перестали выходить на работу (!) до тех пор, пока не состоялось голосование, хотя по закону обязаны были рассмотреть жалобу СНДФ до дня голосования.
В июне 2007 года была зарегистрирована Социалистическая партия «Фыдыбаста» Республики Южная Осетия (РСПФ). На выборах депутатов Парламента РЮО, состоявшихся 31 мая 2009 года, председателя РСПФ Вячеслава Гобозова под надуманным предлогом сняли с выборов. «Обезглавленная» РСПФ, по официальным данным, получила 6,7%. Партия заявила о том, что выборы прошли с массовыми фальсификациями и не признала их результатов.
На сегодняшний день в партии состоит более 1200 членов (при требуемом законом минимуме – 300 членов), она имеет региональные отделения в г.Цхинвал и всех районах республики. Постоянно действующий руководящий орган партии – Политический совет РСПФ.