Осетия Квайса



Страсти по Пушкину

21 марта в исторической части столицы Северной Осетии состоялось открытие памятника А.С.Пушкину скульптора Владимира Соскиева. Памятник посвящен пребыванию великого поэта во Владикавказе. Работа Соскиева вызвала большие споры среди горожан.

Мы попросили поделиться своими впечатлениями доктора социологических наук, профессора, директора Северо-Осетинского центра Института социально-политических исследований РАН, заведующего кафедрой социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова Хасана ДЗУЦЕВА.

— Хасан Владимирович, судя по всему, вы являетесь поклонником творчества Владимира Соскиева, так как ранее вы встали на защиту памятника Коста Хетагурову на пр. Мира. Скорее всего, и новая скульптурная композиция памяти Пушкина вам по душе?

 — Благодаря этому памятнику каждый житель республики будет знать, что великий поэт был здесь, — правда, всего два дня, но гений отметился во Владикавказе. Благодаря таланту Владимира Соскиева мы видим, каких усилий стоило Пушкину, преодолев 225 километров на волах по горной дороге, оказаться в Тбилиси! Глядя на скульптурную композицию, прежде всего бросается в глаза то, насколько точно художник уловил страдания во время тяжелого пути не только поэта, но и погонщика волов, а также самих животных. Передать в бронзе такие человеческие страдания и страдания животных до сих пор мне казалось немыслимым явлением, но Владимир Соскиев сумел это показать нам.

 — А у вас есть объяснение неприятия нашим обществом творчества Соскиева?

 — Сегодня современным обществом правильно воспринимается гламурный капитализм, начало которого было положено в Европе в 60-х годах прошлого столетия, а в России — в 90-х. Со страниц журналов и ярких баннеров на нас глядят стройные красотки, тонущие в ароматах Dior Addict, Yves Saint Laurent — Opium и Cocaine. Модели фирмы Sisley снюхивают кокаин трубочками с зеркального стола. В Америке запустили в продажу новый энергетический напиток Cocaine. А чего только стоит ассимилированный бренд Coca-Cola, ведь всем давно известно, что первая часть названия — это одноименное растение, вошедшее в список наркотических средств!..

 И ради этого появляются красивые рекламные ролики, где показывают молодых ребят танцующими, веселыми, и это представляется идеалом современной социальной жизни, где великий труд уходит в сторону. В нашем случае работы Соскиева показывают жизнь без прикрас, со всеми ее тяготами… Пушкину пришлось преодолеть гигантское расстояние, сложнейшую гористую местность, он был одержим путешествиями. Иначе как подвигом он это свое кавказское приключение не называет!

 — Вы как социолог можете объяснить, почему общество стремится многое упростить, примитизировать, усреднить?

 — В современном мире пошла мода, когда великих писателей интерпретируют по-своему, появились новые версии на «Ромео и Джульетту» Шекспира, новое прочтение произведений Лермонтова, Достоевского, Толстого… Этот прием не что иное, как встать на плечи великого человека, и может, его кто-то заметит. Этот прием принимается и в политике. Мы можем вспомнить период из нашей истории советских времен, когда, критикуя великих личностей, тогдашние руководители хотели доказать, что являются личностями такого же уровня. Но задача любого художника — показать личность во времени. И показывать ее надо не только в подвигах, но и в страданиях, благодаря которым появилось такое произведение Александра Сергеевича Пушкина, как «Путешествие в Арзрум».

 — Как вам кажется, каких традиций придерживался Соскиев, когда ваял своего Пушкина?

 — Скульптура является самым древним искусством, еще великий французский философ XVIII столетия Дени Дидро на вопрос, что такое скульптура, ответил: «Скульптура? Это сильная муза, но молчаливая и скрытная…» И в самом деле, понимать скульптуру несколько труднее, чем живопись. Другой французский скульптор сказал, что «скульптура не должна придерживаться лишь холодного сходства… Природу живую, воодушевленную, страстную — вот что должен изобразить скульптор в мраморе, бронзе, камне…»

 И эти идеи в очередной работе реализованы нашим выдающимся скульптором Владимиром Соскиевым.

 — Хасан Владимирович, еще один вопрос. Вы уже выступали в прессе по поводу работы Соскиева, посвященной Коста Хетагурову. Почему у людей такие разные, порой даже полярные точки зрения на определенные вещи?

 — Мы живем в постмодернистском обществе, где общества (государства) более не руководят историей или прогрессом. Эти общества являются в высокой степени плюралистическими, где допускается сосуществование различных социальных, экономических, политических и культурных интересов, и не имеют некой главной «темы» в своем развитии. Посредством бесчисленных кинофильмов, телепрограмм и веб-сайтов образы циркулируют по всему миру. Мы вступаем в контакт со многими идеями и ценностями, но они мало связаны с историей нашей республики, где мы живем. Электронные средства массовой информации разрушили нашу связь с прошлым и создали хаотический, пустой мир. Мы теряем не только образы прошлого, мы теряем нашу культуру, язык — основу любого этноса. И мы благодарны таким творцам, как Соскиев, которые возвращают нас к самим себе. Пользуясь случаем, я бы выразил большую благодарность нашему земляку Таймуразу Боллоеву, который оказал финансовую поддержку в создании этой скульптурной композиции, и администрации г. Владикавказ, которая выделила под памятник прекрасное место.

Петр САФРОНОВ
«Пульс Осетии», 15.04.2014

Читать по теме:

04.04.2013 // Генрий КУСОВ «Историзм и памятники, или как переехать Крестовый перевал»

21.03.2014 // Во Владикавказе появился самый необычный памятник Пушкину

≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈