Северная Осетия: лидер или аутсайдер?
Одним из наиболее интересных для жителей Северной Осетии является вопрос: Северная Осетия — экономический лидер, середняк или аутсайдер? Какие позиции занимает наша республика в сравнении с другими регионами на Северном Кавказе в частности и в России в целом? Ответ на этот вопрос актуален на фоне, с одной стороны, победных реляций правительственных чиновников и официоза об успехах в социально-экономическом развитии Северной Осетии и, с другой стороны, критических выступлений депутатов Парламента РСО-А от партии «Патриоты России».
По данным экспертов Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа», в настоящее время существует порядка 40 рейтингов регионов, которые инициируются и разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, рейтинговыми агентствами, СМИ и различными аналитическими центрами. Понятно, что такое обилие рейтингов формирует пеструю мозаику состояния дел в регионах, и всегда найдется какой-либо рейтинг, который более выгодно представит тот или иной регион. И только всесторонний анализ результатов рейтингов позволяет адекватно оценить реальную ситуацию в регионе.
Что касается Северной Осетии, то большая часть различных рейтингов регионов четко фиксирует ее слабые позиции в социально-экономическом развитии. Вместе с тем следует отметить, что в отдельных рейтингах регионов позиции республики определяются как достаточно устойчивые.
Рассмотрим на примере показателей, наиболее часто используемых для создания красивой картины достижений власти в Северной Осетии, насколько они релевантны, то есть насколько они соответствуют реалиям.
Одной из таких козырных карт представляют динамику качества жизни в республике. По оценке экспертов Лаборатории математических методов политического анализа и прогнозирования МГУ на основе данных официальной статистики, Северная Осетия показывает хороший рост качества жизни: в 2012 г. регион занял 10 место среди российских регионов и 1 место на Северном Кавказе.
Громогласное сообщение властей со ссылкой на рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» в публикации от 17.12.2013, что республика, поднявшись в 2011 г. с 78 места среди российских регионов по качеству жизни на 67 в 2012 г., значительно улучшила свои позиции, при более глубоком анализе оказывается весьма неоднозначным. Дело в том, что вот это самое улучшение произошло в основном благодаря изменениям в методике расчета рейтинга в 2012 г. в связи с изъятием из нее показателя удовлетворенности населения качеством жизни. А Северная Осетия в 2011 г. была регионом с самым низким в России уровнем удовлетворенности населения качеством жизни, что говорит о низкой эффективности работы властных структур, а не только о высоких ожиданиях людей от государственных институтов.
Еще один спорный в своей релевантности параметр — инвестиционная привлекательность региона.
В докладе на Всемирном экономическом форуме в Давосе «Регионы России: драйверы роста 4 х 4», подготовленном экспертами во главе с А.Кудриным, отмечалось, что есть российские регионы с достаточно высокой инвестиционной привлекательностью. Это Калуга, Ульяновск и Татарстан, им и был посвящен доклад. Северная Осетия и Мордовия упоминались в докладе практически в одном предложении, поскольку в 2012 г., по результатам рейтинга Doing Business, Саранск оказался на втором, а Владикавказ на третьем месте. Это дало повод властям республики говорить о безусловной инвестиционной привлекательности.
В рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов в 2012 г., опубликованном в журнале «Генеральный директор», Северная Осетия заняла 44 место, из северокавказских регионов ее опередили Республика Дагестан — 12 место, Ставропольский край — 18 место и Кабардино-Балкария — 43 место.
Если по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» проанализировать динамику инвестиционной привлекательности регионов Северного Кавказа за период с 1996 г. по настоящее время, то становится очевидным тренд ухудшения позиции Северной Осетии. В частности, в 1996 г. наша республика по уровню инвестиционного потенциала занимала 42 место, в 2004 г. — 60 место, в 2013 г. — 62 место.
Проблема вызывающих доверие рейтингов есть, поэтому и Президент РФ В.В.Путин в своем недавнем Послании к Федеральному Собранию заявил о запуске в 2014 г. нового рейтинга привлекательности инвестиционного климата в различных регионах РФ.
Существуют различные методы исследования социально-экономических и политических процессов, и только их совокупность дает более-менее адекватное представление о реальных процессах. Как только эксперты начинают системный анализ так называемых лидерских позиций республики, построенных, как правило, на основе одного инструмента, например только статданных, сразу же обнаруживаются сомнения не только в статусе региона-середняка, а, скорее, возникает вывод: по динамике социально-экономического развития среди российских регионов Северная Осетия близка к аутсайдерам.
Маргарита КУЛОВА, старший научный сотрудник
Центра социальных исследований ИСПИ РАН, кандидат экономических наук
«Пульс Осетии», 25.02.2014