Осетия Квайса



Северная Осетия, куда идешь?

Доклад-послание Главы Республики Северная Осетия-Алания Т.Д.Мамсурова об основных направлениях социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и отчет о результатах деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания за 2013 г., представленный в Парламенте республики 6 марта 2014 г., оставляют двойственное впечатление от сплетения реалий и оторванных от действительности сюжетов.

С одной стороны, доклад в целом сильнее Послания 2013 г. и его отдельные положения касаются существующих в течение долгого времени проблем в республике. Это и недостаточно развитая институциональная среда, препятствующая притоку серьезных инвестиций и развитию предпринимательства, нехватка ярких и энергичных управленцев в системе государственного управления, упадок общественной морали и т. д.

С другой стороны, текущая социально-экономическая ситуация в Северной Осетии описана в Послании в настолько оптимистичных словах и цифрах, что многие жители республики сразу могут и не понять, о каком регионе идет речь.

В начале Послания в качестве выигрышных итогов работы властных структур упоминаются высокие рейтинги индекса качества жизни и легкости ведения бизнеса в республике, причем ссылка на одно и то же исследование по качеству жизни встречается два раза в тексте — в начале и в конце. Мне было приятно увидеть эти ссылки в связи с тем, что об этих выгодных для власти рейтингах и о других, невыгодных для нее рейтингах говорилось в моей недавней статье «Северная Осетия: экономический лидер или аутсайдер?» («Пульс Осетии», 25 февраля 2014 г.).

Статья подверглась критике в стиле «уличных разборок» с личностными выпадами в мой адрес со стороны экс-министра экономики РСО-Алания, ныне члена Общественной палаты РФ З.А.Кучиева («Объективные выводы должны опираться на достоверные данные», «Осетия-Квайса»). Хочется поблагодарить г. Кучиева за его вступление в дискуссию, однако для меня предпочтительны профессиональная дискуссия и корректная стилистика. Я как раз собиралась писать продолжение ранее опубликованной статьи, и г. Кучиев утвердил меня в этом желании. В связи с этим обстоятельством данный материал включает одновременно и мои размышления по поводу Послания Главы республики, и мой ответ экс-министру экономики РСО-А З.А.Кучиеву, в течение пяти лет возглавлявшему Минэкономразвития РСО-Алания.

Итак, как известно, при анализе социально-экономических и политических процессов более точный результат получается, когда используются различные методы исследований с использованием официальных статистических данных, опросов общественного мнения, экспертных интервью, оценок рейтинговых агентств и др. Анализ оценок рейтинговых агентств уже был ранее проведен в вышеуказанной статье. Что касается анализа официальной статистической информации, то могу только согласиться с авторами одной из фундаментальных монографий последнего времени «Северный Кавказ: модернизационный вызов». Монография написана учеными Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ И.В.Стародубровской, Н.В.Зубаревич и др. Исследователи отмечают, что, по достаточно единодушному экспертному мнению, статистические данные по Северному Кавказу малодостоверны и потому не могут быть основной или, тем более, единственной базой для проведения анализа. Делая такой вывод, авторы не допускают исключения для Северной Осетии. Их анализ построен на основе экспертных интервью и некоторых статистических данных.

Действительно, имеет место такая закономерность: как только радужная картина статистики по Северной Осетии дополняется данными социологических исследований — например, уровнем удовлетворенности населения качеством жизни, — как правило, общий результат становится не в пользу власти. Кроме того, анализ статистических данных — не просто перечисление показателей. Выявление динамики долгосрочных трендов и факторов роста показывает, что есть серьезные сомнения в декларируемом в Послании тезисе об устойчивом экономическом росте в республике.

Как отмечается в Послании, с 2007 по 2012 год производство валового регионального продукта в республике выросло с 52,8 млрд руб. до 97,1 млрд руб. Хороший рост, но какой? Если за счет инфляции, то это не рост и, тем более, не успех. Если за счет повышения количества товаров, выпускаемых на предприятиях республики, то давайте посмотрим, в каких идет рост, а в каких — обратная динамика.

Бесстрастная статистика фиксирует, что в 2013 году введено в эксплуатацию 210 тыс. м2 жилья, а в 2012 г. — 206 тыс. м2 общей площади, из которых за счет собственных и привлеченных средств населения было построено 22,5%. Для сравнения приведем данные за 1990, 2000, 2005, 2008 гг. Введено в 1990 г. в действие соответственно 157 тыс. м2, из них 16,1 % за свой счет; 2000 г. — 135 тыс. м2 и 64,7%; 2005 г. — 119 тыс. м2 и 59,7%; 2008 г. — 197 тыс. м2 и 35,3%.

Успех во вводе в действие жилья, безусловно, есть, но означает ли это обеспеченность жильем подавляющего большинства нуждающихся семей, если сокращается население, которое не имеет возможности финансировать строительство жилья за счет собственных средств и не имеет возможности получить остающиеся дорогостоящими кредитные (заемные) ресурсы? Или это означает стремление строительных компаний строить и вводить жилье на альтруистических началах, себе в убыток? А может, республиканские власти начали проводить активную политику по обеспечению жильем социально незащищенных слоев населения? Но бесплатно жильем обеспечиваются только отдельные категории граждан, которых зачастую нельзя отнести к малоимущим или требующим защиты социальных служб. Сколько семей нуждаются в жилье фактически и сколько из введенных в действие в предыдущие годы до настоящего времени не нашли своих хозяев?

За все время реформ было введено немногим более 30 дошкольных учреждений, тогда как только в 1990 г. таких объектов было 1270. В 2013 г. было введено 500 школьных ученических мест, тогда как в 1990 г. — 1902 места, в 2000 г. — 834, в 2005 г. — 1200; в 2008 г. — 0. Либо мест для детей школьного возраста хватает всем, либо наблюдается нулевой прирост населения или демографический спад, который никак нельзя отнести к характеристике позитивной динамики.

Мощности больничных организаций за 23 года увеличились на 484 койки (в 1990 г. — 10 коек, 2000 г. — 135 коек, в 2010 г. — 300 коек). На 2010 г. приходится также 1105 посещений в смену мощностей амбулаторно-поликлинических организаций. Но до этого ни одного места введено не было. Определенным успехом можно считать проведение в 2011–2013 годах капитального ремонта в целом ряде медицинских учреждений, открытие Клиники глазных болезней и Клиники матери и ребенка в г. Беслан.

В транспортной сфере наблюдается увеличение автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием. Казалось бы, есть хорошие дороги, можно быстрее довозить до потребителя грузы, удовлетворяя спрос населения и юридических лиц в услугах перевозок. Но грузооборот за весь период реформ имеет тенденцию скорее к понижению, нежели к росту: в 2012 г. он не превысил 170 млн т-км, тогда как еще в 1990 г. он равнялся 1 млрд 069 млн т-км. В 2000 г. он составил 168 млн т-км, в 2005 г. — 147 млн т-км, в 2008 г. — 122 млн т-км. Или, иными словами, емкость рынка автомобильных грузовых транспортных услуг значительно сужена, что свидетельствует о том, что спрос на услуги не растет, так как промышленность и сельское хозяйство не производят продукцию в достаточном объеме для ее реализации в возможно короткие сроки и потребитель услуг предпочитает иной транспорт ввиду различных факторов, например дороговизны.

Финансы и инвестиции можно отнести к сфере, которая интересна только узкому кругу специалистов, но такие вопросы, как сохранение или создание рабочего места для населения, интересуют и обывателя. Так, в республике наблюдалась устойчивая тенденция роста задолженности по налогам и сборам, которую товаропроизводители не могли погасить, что означало вероятность банкротства предприятия или его ухода с рынка и потерю работником своего рабочего места. В 2013 г. финансовые результаты деятельности организаций несколько улучшились, удельный вес убыточных организаций в республике снизился до 39% на фоне среднероссийского показателя — 29% и соответствующего показателя в СКФО — 30%.

Удивительный факт, о котором в Послании не сказано ни слова, но речь о котором идет едва ли не в каждом материале по региональным финансам, — это поступательно растущий в течение последних лет государственный долг Северной Осетии с 2 млрд руб. в 2007 г. до 8,9 млрд руб. в 2014 г. при планируемых собственных доходах в 8,3 млрд руб.

В 2013 г. рост собственных доходов составил 116 % к уровню прошлого года, и этот рост был обеспечен во многом благодаря росту налога на доходы физических лиц. В соответствии с майскими указами Президента России по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы ее рост составил 180 % в системе здравоохранения, 174 % — в системе дополнительного образования и т. д. Высокие темпы роста оплаты труда связаны, прежде всего, с эффектом низкой базы, когда у отдельных категорий бюджетников в республике были более низкие доходы по сравнению с их коллегами в других регионах.

Сам по себе высокий уровень долга не является безусловным маркером предбанкротного состояния региона, так как имеют значение факторы появления, абсолютное значение, временная структура и соотношение требуемых выплат и возможностей региона. В настоящее время в связи с ухудшением финансового положения целого ряда российских регионов состояние региональных финансов и эффективности управления ими находится в центре внимания центральной власти. Если в скором времени будет принят разрабатываемый Минфином РФ законопроект о наделении Президента России полномочиями по отправке в отставку губернаторов за рост долговых обязательств региона, в связи с этим один из главных вопросов: возможно ли в настоящее время в республике значительно уменьшить величину государственного долга и за счет каких резервов это сделать? На этот вопрос, как, впрочем, и на другие важные вопросы, в Послании нет ответа.

Успехи в привлечении инвестиций в экономику, о которых часто говорится с разных высоких трибун, почему-то не сопровождаются увеличением доли частных инвестиций в общем объеме. В республике преобладают, за весь период реформирования, инвестиции, финансируемые за счет бюджетных средств, и в первую очередь поступлений из федерального бюджета, тогда как частный капитал не стремится в республику. За весь рассматриваемый период на долю федеральных органов власти приходится от 79,8% до 89,3% инвестиций, направляемых из бюджетных ресурсов. На республиканский бюджет — только 21,2% и 10,7%.

Частные инвесторы не стремятся увеличивать вкладываемый капитал в экономику республики. Более того, наблюдается относительное снижение за период 2008–2012 гг. объемов именно частных инвестиций с 11,8 млрд руб. до 8,4 млрд руб.

Как отмечается в Послании, «мы находимся на развилке — Осетия может продолжить медленное, но устойчивое движение вверх или рискнуть и сделать серьезный шаг вперед». Насколько этот тезис отражает сложившуюся экономическую реальность? Если исходить из вышеизложенного, то, несмотря на рост отдельных показателей, в экономике республики нет качественных изменений и, следовательно, нет развития. Что делать? В Послании предлагается традиционный набор драйверов экономического роста: рост инвестиций в регион, подъем промышленного и агропромышленного производства, развитие малого и среднего бизнеса, повышение налогового потенциала, культуры производства и бизнеса. В чем же состоит риск?

На этом позвольте остановиться и предоставить Вам, уважаемый читатель, возможность самому делать выводы об успехах или недоработках проводимой политики правительства РСО-Алания в экономике. Вы сами можете ответить на вопрос, куда идет Северная Осетия — к экономическому лидерству или скатывается к роли аутсайдера.

Свое видение основных направлений социально-экономического развития республики мы не раз представляли на страницах газеты и готовы и дальше это делать на основе многостороннего диалога всех конструктивных сил, с учетом мнений и оценок экспертного сообщества и жителей нашей республики.

Маргарита КУЛОВА, старший научный сотрудник Северо-Осетинского центра
социологических исследований ИСПИ РАН, депутат Парламента РСО-Алания

 «Пульс Осетии», 11.03.2014