Осетия Квайса



Почему юные шахматисты не могут выехать на соревнования?

«Да разве эти заправилы о людях думают?» Этот вопрос основоположника российской шахматной школы М.И.Чигорина свидетельствует, что и тогда, век назад, спортивные руководители не сильно жаловали шахматы. Но и нынешним боссам от спорта чужды гуманитарные настроения. Их головы заняты подсчетом очков, рейтингов, медалей и размышлениями о прочей атрибутике спортивной славы. «Бесславные» шахматы им, мягко говоря, неинтересны…

И вот в очередной раз сорван выезд наших восьмилетних чемпионов Северной Осетии на всероссийский финал в г. Кострома. Участие в финале РФ в Лоо (Краснодарский край) для остальных возрастных групп было профинансировано только на две трети…

Много бумаги изведено и «перьев сломано» ради попытки как-то вдолбить в спортивные головы чиновников единственную несложную мысль об особой значимости шахматного спорта. Были испробованы различные подходы – объясняли «на пальцах» и с помощью высшей математики, умоляли и требовали. Не проняло. И теперь нам остается лишь обратиться к здравому смыслу, который существует, вероятно, за пределами министерства спорта.

Обидно бывает слышать паникерские заявления в духе «Россия кормит Кавказ» или даже «посмотрите на их поля, они (мы!) бездельники». Но все чаще и чаще сталкиваюсь с подобными эскападами. Знаю людей, работающих на износ, но неужели в целом мы недостаточно трудолюбивы?

У Гурджиева есть действительно сложносочиненное слово – «парткдолгобязанность». Смысл термина в том, что выполняя привычные, совершенно банальные действия – включая свет, нажимая на клавиши компьютера или «приклеившись» к экрану телевизора, мы должны отчетливо помнить, что все эти блага цивилизации – подарок. Подарок прошлых поколений. Подарок, который мы ничем не заслужили. Отсюда наш долг создавать, по мере сил, такие же вот радости для поколений грядущих.

Идея «парткдолгобязанности» не входит в перечень основных инстинктов человека, а потому ее надо воспитывать, желательно с раннего детства. Здесь может быть много различных методов, но вернемся к шахматам.

По мнению одного из самых ярких игроков Запада Яна Тиммана, «теперь шахматы – это точное знание, добытое тяжелым, постоянным трудом, многочасовое сидение перед компьютером». Наш Д.И.Бронштейн (между прочим, чемпион Владикавказа 1944 г.!) придерживался схожей точки зрения: «Сегодня шахматы держатся на прекрасной памяти молодых. Они жалуются, что очень много надо работать, что их не понимают, как это трудно – «переварить» тысячи партий, запомнить массу информации, не ошибиться в порядке ходов, когда воспроизводишь на доске 20-ходовый теоретический вариант. Я понимаю, что это огромное физическое и умственное напряжение».

Так вот, если доверять этим «профи», получается, что шахматы идеальный «полигон» для воспитания пресловутой парткдолгобязанности. Они формируют привычку к непомерному интеллектуальному труду. И пусть детские шахматы на порядок менее трудоемки. Но, вопреки желанию местных спортивных руководителей создать «осетинский шахматный глобус», законы развития игры универсальны. Ныне нагрузка для детей увеличилась кратно. Но, похоже, мы умеем обратить тонкий педагогический инструмент шахмат себе во вред.

Если ребенок изо всех своих «малых» сил тянется к приобретению шахматных знаний, постигает премудрости игры явно не по возрасту, отягощает память информацией, которая никогда не понадобится ему в отдельной от шахмат жизни, и ничего за это не получает кроме грамот, кубков-рюмок и одобрительного похлопывания по плечу, то он вряд ли поверит во взрослые сказки о полезности труда. Он знает, что честно работал и завоевал право на игру с сильнейшими ребятами своего возраста. Но ему не позволяют реализовать это право. И детского ума вполне хватит для того, чтобы дойти до избитой мысли, что «никаким трудом ничего не заработаешь». Тогда стоит ли работать?

Так мы воспитываем лентяев. И неуместны здесь обращения к педагогам, тренерам, родителям. Они тоже работают небесплатно. Ну, вот стало бы министерство спорта работать, если бы им вдруг перестали платить зарплату? Хотя, боюсь, что стало бы…

Возьму более удачный пример. Выходил бы на работу токарь, если бы ничего за это не получал? Думаю, сомнения быть не может.

Здесь не стоит выставлять в качестве «объективных трудностей» недостаточное финансирование. Республика, способная содержать профессиональный футбольный клуб премьер-лиги, уж как-нибудь, «поскребя по сусекам», может найти деньги еще и на шахматы.

Кстати, бытует мнение, что наши руководители создали «Аланию» для народа. Но тогда Р.Абрамович купил «Челси» тоже для народа. Английского народа. Что же касаемо народа нашего, то, думаю, мы бы с большим воодушевлением болели за команду, составленную из воспитанников осетинского футбола. Даже если бы они не играли в премьер-лиге. И неуместно заявлять, что футбол тоже воспитывает. Занятия футболом – безусловно, да. Но еще А.Е.Карпов говорил: «Футбол понимают все – играют немногие. В шахматы играют все – понимают немногие». Потому что для понимания нужен труд. И для проникновения в чарующий мир шахматных комбинаций не обойтись без многочасовой специальной подготовки. События же на футбольном поле легко воспринимаются без всяких усилий. Тогда какой в них толк? А о воспитательном воздействии пресловутой «восточной трибуны» на нашу молодежь лучше не вспоминать… Впрочем, воспитание проходит по другому ведомству – здесь министерство спорта может умыть руки.

Но мы выбираем футбол. Выбираем, несмотря на то, что практически все представители нашей интеллектуальной элиты в то или иное время прошли через увлечение шахматами. Выбираем потому, что так нам проще. И это наш выбор, – мы должны быть за него ответственны.

Сергей ЧЕРНУШКИН, тренер, кандидат в мастера,
«Пульс Осетии», 14.06.2012