Осетия Квайса



Парадоксы

Непонятное одному не значит непонятное всем.

Из древнекитайской философии

1. Города-герои Санкт-Петербург и Волгоград.

Интересно, знают ли руководители России, что, и сейчас без того высокий, до небес взметнулся бы их рейтинг, верни они городам-героям их прежние имена?

2. Те, кто пишет на русском языке, это представители русской, а не осетинской литературы.

Заблуждение, возведенное почти в закономерность. Кстати, известный русский поэт Тимур Кибиров, которого недавно восторженно встречала Осетия, в этом меня поддерживает, судя по его высказываниям. Почему ни в одном перечислении осетинских писателей (в прессе, по телевидению) не значится имя Руслана Тотрова, писателя, редактора популярнейшего журнала «Дарьял»? И вообще, давайте звать Коста русско-осетинским поэтом, ведь большинство его стихов, ставших девизом, гордостью нации, написаны на русском.

3. Молодежь сегодня не интересуется прошлым, живет в своем поп-культурном пространстве — мнение многих авторов «Литгазеты» и прочих СМИ.

Опять налицо явное заблуждение. Например, на последней встрече членов владикавказского поэтического «Чай-клуба» в Национальной библиотеке молодые поэты и не менее молодые читатели поразили слушателей великолепным знанием Блока, Ахматовой, Цветаевой, Бродского, стихов времен Великой Отечественной… Читали наизусть, а иные настолько профессионально, что в зале шептались: «Театр по ним плачет…» Вы скажете, это не повсеместное явление? Так надо же иногда учителям в школе, педагогам в вузах отступать от местами кондовых учебных программ и знакомить своих воспитанников с великими именами и творениями национальной, русской и мировой литературы!

4. Есть, но не поется гимн Республики Северная Осетия-Алания. Есть, говорят, но не поется гимн Владикавказа — города воинской славы.

Не секрет, что исполнение гимна гражданами страны, республики, города — это определенно сплачивающее действо, одно из эффективных побуждений гордиться своей землей и ее жителями. Как же может петь народ то, чего он не слышит и не знает? Если нет даже нормальной хоровой записи (или есть, но это никого не интересует). Звучит только мелодия, и то редко.

5. По необычности и парадоксальности имен осетины — впереди планеты всей.

Несколько лет назад кто-то не поленился выписать из избирательных списков наиболее странные имена, вместе с фамилиями. Ну, Звезда, Ласточка, Конфета, Красавица… — это хоть и непривычно, но понятно: хотелось покрасивше. Но вот о чем думали назвавшие детей Геббельс, Борман (спасибо, не Гитлер)? Боюсь также, что Карлик может оказаться двухметрового роста, а Великан — карликом. Планета, Сталин, Партизан — весьма патриотично. Возможно, появится и Путин. Или уже?..

6. В 2013 году глава муниципального образования г. Владикавказ Бэла Икоева в одном из выступлений сказала: «Мы сдаем позиции культурного центра…», пояснив тут же, что имеет в виду: никакие культурные громкие мероприятия и проекты не помогут, если нет культуры поведения, общения, речи…

В 2014-м что-нибудь изменилось? Год культуры все же… Да нет, мусор продолжает лететь мимо урн, парковый интим не заставляет себя ждать даже в светлое время суток, в названиях магазинов явно недостает еще французского и испанского языков…

7. На днях в одном фильме священника спрашивают: «Вы такой образованный, достойный человек, как же согласились служить в такой маленькой непрезентабельной церквушке?» На что собеседник ответил: «А разве Господь не в хлеву родился? Главное — кто, как и о чем говорит в храме, пусть даже маленьком и тесном».

Однако сейчас церковь и ее служители все больше ослепляют позолотой да серебром, и чем в храме богаче интерьер и фасад, тем почетней. А мне вот кажется, что легче верить рожденному в хлеву, чем в хоромах. Но это, как говорится, не истина в последней инстанции.

Ирина ГУРЖИБЕКОВА
«Пульс Осетии», 30.09.2014