Осетия Квайса



О публикациях в Северной Осетии материалов о творчестве и личности Владимира Соскиева

Московская осетинская община, как и вся осетинская диаспора Москвы, обратила внимание на публикации во владикавказских СМИ по дискредитации Владимира Соскиева как скульптора и личности.

В Северо-Осетинском информационном портале от 16 мая 2014 г. опубликована информация «Хворого Коста попросили перенести в холодное гнездо», где автором подготовки материала указана «Светлана-15-Джиоева». В газете «Пульс Осетии» в апреле 2014 г. под № 12 опубликована статья «О новом «шедевре» маститого скульптора». На портале «Осетия – Квайса» 13 мая 2014 г. со ссылкой на газету «Пульс Осетии» опубликована статья «Бойтесь данайцев, «дары» приносящих! О дарах Осетии от Владимира Соскиева». Как пишет сам автор, это развернутый вариант критики скульптора в газете «Пульс Осетии» в апреле с.г. (статьи в газете «Пульс Осетии» и в «Осетия-Квайса» подписаны неким Олегом Бутаевым).

Нетрудно заметить, что все эти материалы составлены не одним автором, а целой группой, объединенных одной целью: дискредитировать выдающегося современного скульптора, действительного члена Российской Академии художеств, произведения которого украшают знаменитые музеи многих стран мира. Видно, что Олег Бутаев выставлен в качестве основного очернителя, который самозабвенно взял на себя роль спасителя осетинского народа от творчества Владимира Соскиева. Но кто же этот спаситель? Московской диаспоре он неизвестен как деятель культуры, и никто не знает, какие объекты архитектуры им созданы, хотя он подписывается как доктор архитектуры и член Союза архитекторов СССР (кстати, такой союз давно не существует).

 Судя по его представлению в средствах информации Северной Осетии, автор постоянно проживает в течение более 20 лет в эмиграции в Германии. В связи с этим он не мог лично знакомиться в России с творчеством Владимира Соскиева, поэтому о многих памятниках скульптора он может знать только с чужих слов и публикаций. То, что автор оторвался от реальной жизни России и Осетии, возможно и повлияло на высокомерно-барский тон его оскорбительных высказываний о творчестве деятелей культуры. Вчитайтесь только в слова автора о скульптурах Владимира Соскиева: «Считаю необходимым эти «дары» срочно вернуть дарителю. В крайнем случае, их нужно перенести в малодоступное для обозрения место. Готов внести материальную лепту (500 евро) на проведение этих работ». Удивляет то, что, находясь на территории Осетии, которую он называет своей родиной, он стесняется свой, по сути оскорбительный вклад привести в рублях как государственной единице России.

 Автор несколько раз употребляет слово шедевр в кавычках, тем самым мимоходом высмеивая и оскорбляя работы скульптора. Но сам автор в своих статьях выдал столько «шедевров», что этому можно посвятить развернутый разбор. Не имея большого желания этим заниматься, всё же предложим читателю ребус, который так и не был разгадан нами: «Не могу понять, зачем нужно было осетину увековечивать в бронзе не соответствующее действительности негативное отношение Пушкина к нам?» Удивление вызывает не только эта бессмыслица, но и смелость брать на себя право задавать вопросы, а также высказывать утверждения, от имени всех осетин. Чтобы окончательно добить скульптора, автор выносит жестокий приговор: «Своим «шедевром» он позорит не только великого человека, но и нашу великую нацию». Кроме того, автор в своих публикациях применил некорректный приём противопоставления скульптур Соскиева, имеющих сравнительно небольшие геометрические масштабы, всемирно известным мастодонтам: памятнику Салавату Юлаеву работы Сосланбека Тавасиева и памятнику Петру I работы Этьена Фальконе. Оказавшись после 20 лет отсутствия в городе Владикавказе, автор оглядел картину памятников в городе и написал: «Как это не похоже на то, что делается в нашей столице. Кто-то, возомнивший себя гением, что-то лепит, но никому не показывает. Что происходит дальше, владикавказцы уже знают…». Автор конкретно не называет имени гения, но этот ребус разгадывается легко, ибо первый раздел статьи о данайцах называется так: «О дарах Осетии от Владимира Соскиева».

 Не будем подробно разбирать другие оскорбительные заявления, и даже лекции указанного автора, которые он сам называет «банальными». Там есть соображения о размерах памятников, о соответствии памятников величию своего народа и другие откровения, которые, по крайней мере, спорны. Здесь есть возможность высказаться профессионалам и дать свои оценки.

 Мы же хотим отдельное внимание уделить публикации другого автора, имя которого осталось неизвестным. Но хотелось бы знать автора статьи с редким названием в виде медицинского диагноза «Хворого Коста попросили перенести в холодное гнездо». Первое предложение публикации выделено жирным шрифтом, видимо, для того, чтобы привлечь большее внимание общественности: «Во Владикавказе в день осетинского языка и литературы прошла протестная акция «Коста в 21-м веке». У памятника поэту на проспекте Мира собрались активные участники движения за перенос скульптуры. Большая часть из них – представители фамилии Хетагуровых».

 Именно в начале публикации обнародована истинная причина повышенного внимания здравомыслящих жителей города к памятнику Коста. Оказывается, первопричиной рассмотрения вопроса о судьбе памятника является хулиганское, по сути уголовное, отношение местных вандалов к этому памятнику культуры. Вот как об этом сказано в самом тексте: «Как рассказал генеральный директор группы «Ярче» Артур Албегов, идея проведения акции возникла после того, как в редакцию «Famous» обратился художник Аслан Хетагуров с просьбой опубликовать фотографии, на которых запечатлены сцены, граничащие с вандализмом. Именно эти фотографии и стали главным материалом акции и были представлены взору прохожих, чтобы те определи свое отношение и к снимкам, и к нахождению памятника Коста».

 Это убедительно показывает, что в истории с памятником Коста допущена ошибка в понимании последовательности процессов жизни. Организаторы акции о переносе памятника умышленно или неумышленно перепутали понятия причины и следствия.

 Это даёт понимание происхождения тех несуразных и оскорбительных выражений в адрес выдающегося скульптора и уважаемого человека. Дело вовсе не в самом памятнике, не в том, как выглядит внешность поэта, который на самом деле преследовался властями, неоднократно высылался из Осетии, нуждался в помощи и не имел внешности могучего человека. Для вандалов это не имеет никакого значения. Они могут опорочить любой памятник культуры. А дело в том, что администрация города не в состоянии обеспечить охрану этого памятника культуры. Как же решить эту благородную задачу? И тут, к счастью, появились люди, объединенные желанием убрать с центра города памятник, а не выработать мероприятия административного и воспитательного характера по сохранению его на нынешнем месте. К сожалению, организаторы так называемой акции протеста не понимают своей мало нравственной позиции, когда унижают достоинства памятника и автора. Под этим спасительным предлогом они намерены убрать памятник с глаз долой, чтобы не оскорблять взоры жителей города и гостей. Приведём только два мнения представителей фамилии Хетагуровых о данном памятнике. Вот мнение Михаила Хетагурова: «Он считает, что памятник должен быть крупнее. Особенную озабоченность у него вызывает то, что таким убогим нашего великого Коста видит молодёжь, таким его и будут представлять. Он должен быть, как возле Осетинского театра! Видно, что величина, человек, рыцарь. Национальное достояние не надо представлять больным и изможденным».

 Мы не будем обсуждать образ Коста с точки зрения выбранного автором образа поэта. На это имеет право только сам творец произведения. Но мы имеем право громко выразить своё возмущение унижением личности Владимира Соскиева, являющегося выдающим скульптором, имеющим высшее звание в Российской академии художеств. Мы встаём в его защиту, так как Владимир Соскиев в течение многих десятилетий проживает в Москве и является одним из самых уважаемых представителей московской осетинской диаспоры. Нам непонятна близорукость руководителей ряда осетинских средств информации, которые без достаточных оснований допустили на свои страницы оскорбительные высказывания малоизвестных авторов в адрес выдающейся творческой личности Владимира Соскиева, который прославил на весь мир Осетию и Россию.

 Т.БЕДОЕВА, директор культурного центра Московской осетинской общины
«Иристон.ру», 26.05.2014