Нужно ли защищать в Осетии русских?
//Из несостоявшегося выступления
18.02.2011 во Владикавказе в конце отчетно-выборной конференции общественного объединения славян «Русь» несколько неожиданно услышал свою фамилию в списке членов Совета общества. Сразу же возникло желание заявить из зала о самоотводе, но врожденная застенчивость и животный страх перед большой аудиторией заставили меня промолчать.
Сейчас же, достаточно хорошо все обдумав, не могу не обозначить своей позиции.
С трибуны конференции слышались жалобы на притеснения русских в нашей республике, обидах казаков, проблемах жителей Попова хутора, нехватки сельхозугодий, захваченных «водочниками»+, об оттоке русскоязычного населения из республики, нехватке рабочих мест и других бедах русских, проживающих в Республике Северная Осетия-Алания.
Мне же думалось о том, что беды эти никак не связаны с национальностью, от «системы», укоренившейся в нашей стране, точно так же страдают и осетины, и грузины, и армяне, и евреи, многие жители – и не только в нашей республике.
И вообще, что такое национальность? Одно слово в паспорте? Кто из нас считает себя чистопородным? Человек же не парнокопытное животное, не скакун, чью породу можно сохранить, лелеять и выводить в чистом виде. Еврей, переселившийся в Израиль, сразу же станет русским или марокканцем, а я в столице своей Родины, возможно, буду «лицом кавказской национальности».
Большинства людей, присутствовавших на конференции, я не знал, но среди знакомых не видел ярых националистов, готовых осудить мою дочь за счастье семейной жизни с осетином и отвергнуть из-за чистоты нации моё самое любимое и дорогое существо на свете – родненькую внучку Евочку Тугановну (шедевр этого брака). Верю, что и во всем зале ни одного такого человека не было.
Сознаюсь, что и меня, иной раз коробят диалоги на осетинском в моем присутствии. Кажется, что меня обсуждают или осуждают. Но это моя проблема и мой комплекс, ведь никто не мешал мне за долгие годы освоить хотя бы разговорный осетинский.
Теперь о праздниках, организация которых (как я понял из отчетного доклада) – основная деятельность общества, головная боль его руководства и основная статья расходов с трудом выпрашиваемых средств.
Я постарался мысленно перелистать все 365 дней календарного года. Вспомнил много религиозных праздников, почти все политические, профессиональные, вспомнил Джеоргуыбу и Навруз, Суб-Саркис и Шабад, «День аванса» и «День зарплаты», но не смог припомнить ни одного национального Русского праздника. А, может, нам самим надо быть сплоченнее, организованнее, инициативнее, наконец?
Кому в Северной Осетии запрещают говорить по-русски? Кто препятствует сохранности русских традиций и обычаев? От кого необходимо защищать русскую нацию? Считаю, что если бы на всем Кавказе русские чувствовали бы себя, как в Осетии, то этот благодатный регион настроился бы на мирный созидательный лад.
Осетия – очень маленькая республика. Многие районы мегаполисов превосходят её по территории и количеству населения. Так зачем же её жителям еще и делиться, в том числе и по национальному признаку? Мне кажется, надо активизировать работу межнационального объединения «Наша Осетия» (идея-то очень хорошая!), которое включает в себя культурные общества разных национальностей. Но не за счет мероприятий для отчета об их проведении, а найти новые, современные формы с обязательным участием молодежи, представляющей разные народы.
Считаю, что взаимодействие народов и взаимопроникновение культур, даже ассимиляция всегда лучше, чем их разделение, в том числе по национальному признаку.
Вот такова моя позиция. Нужен ли обществу «Русь» такой «солдат»? Решайте.
Владимир МАЙОРОВ (русский)